ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

1. Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека

2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности людей

3. Сущность и классификация потребностей.

4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей

5. Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций

6. Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика

7. Факторы потребительского выбора: демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и другие

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ

 

 

1. Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека

 

История человека теряется в далеком прошлом, а современная наука не дает окончательного представления о времени и причинах появления людей. В процессе биологической и социальной эволюции, развиваясь человек пытался понять самого себя.

Пристальное изучение человека произошло в начале 17 века, когда появилась наука в современном понимании и сложился ряд гуманитарных наук.

Первым разработал «Древо познания человека» Френсис Бэкон, родоначальник английского материализма. Его система состоит из 3-х аспектов:

общее учение о природе и состоянии человека (учение о личности, о связи тела и души):

о человеческой личности;

о связи тела и души.

науки об отдельном человеке:

наука о теле (медицина, атлетика, искусство наслаждения, косметика и др.);

науки о душе (логика, этика, эстетика).

науки о человеческих объединениях (учение о деловых отношениях или учение о роли государства, об общественных отношениях).

В этой системе автор рассматривал науки об обществе, культуре и человеке как целостности.

Самым фундаментальным вопросом наук о человеке является сократовская заповедь «Познай самого себя».

Все науки о человеке делятся на 2 группы:

официальные (антропогеография, археология, демография, история, медицина, педагогика, психология);

пара-науки (астрология, хиромантия, графология, френология (череп), физиогномика (черты лица и тела))

Попытка ответить на вопрос, что есть человек предпринималось учеными, просветителями и литераторами.

Многие мыслители пытались дать определение человеку. Например, Платон: «Это животное на двух ногах и лишенное перьев». Франклин: «Человек-животное производящее орудие труда». Кант: «Человек единственное животное которое должно работать».

Есть 3 версии о происхождении человека:

это сотворение богами;

полеовизит (из космоса);

эволюционная теория.

Эволюция человека связана с трудом. Процесс труда предполагает наличие орудий и предметов.

История знает 5 способов производства: первобытный, рабовладение, феодальный, капиталистический, коммунизм. Археологи выделяют этапы в зависимости от материала, из которого были сделаны орудия труда:

каменный имел 3 периода палеолит, мезолит, неолит;

бронзовый;

железный.

В неолите произошло разделение труда, т.е. произошло разделение по специализации (скотоводы, сельское хозяйство).

Биологическая и социальная природа человека.

Человек является биологическим, социальным и духовным существом.

Под биологическим понимают – человек живет, подчиняясь комплексу физиологических потребностей; все это проявление инстинкта  жизни, который присущ всему живому.

Как биологический феномен человек существует подчиняясь комплексу естественных потребностей: питание, деторождение, борьба за жизнь и жизненное пространство это проявление инстинкта жизни, которой присущ всему живому.

С первых дней появления человек старается преодолеть животность или обуздать животные страсти следовательно биологическое бытие человека стремится приобретать человеческие черты. Путем разработок норм, правил, этики потребления.

Социальное бытие – поле взаимодействия людей, когда человек относясь к другому видит в нем свое «Я».

Человек явление социальное, а общество – это пространство в котором человек относит себя к другим определяет свое Я. Влияние социального на человека огромно. Например, ученые выявили закономерность уровня агрессивности и насилия в зависимости от частоты войн в стране, если 10 лет мир уровень насилия падает. Биологические ресурсы человека попав под контроль социального фактора используется как на пользу так и на вред ему. Связующим звеном между биологическим и социальным является человеческая деятельность, ее считают исходной клеточкой бытия человека. Любая деятельность предполагает цель, средства, предмет и результат. Различают 4 вида деятельности: 1.преобразовательная 2.познавательная 3.ценностно-ориентационная 4.коммуникативная.

Духовное начало проявляется в нравственных, моральных, эстетических канонах и традициях.

Двойственность человеческой природы.

Человек является целостно биосоциальным явлением. Социальное не противоречит биологическому, но и не проистекает из него, природа человека двойственна, поскольку с одной стороны это часть окружающего мира, а с другой обособившая часть. Это обособление связано с человеческим разумом и мыслительной деятельностью. Гармония человеческой природы достигается через культуры, традиции.

 

 

 

2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности людей

 

Потребность – это то, в чем нуждается человек.

Человек сам создает то, что ему необходимо. Теперь он подстегивает современное производство. Через каждые 2 года полностью обновляется электро-бытовые приборы, (мебель, и т.д.).

В середине ХХ вв. сформировался тип человека потребителя (Хомосапиенс), социально-психологический портрет который нарисовал Э. Фромм в книге «Быть или не быть» в 1976г. Он разделил людей на 2 группы:

кто стремится быть (всестороннее развитие, духовное совершенство, нравственный идеал  и т.д.);

кто стремится к безудержному обогащению, накопительству материальных ценностей.

Он считал, что в обществе с гигантской индустрией и возможностью обновления производства, человек становится заложником потребления, потребности превращаются в страсть и психологическую силу человеческого поведения.

Необходимо сдерживать потребности, иначе природные ресурсы истощаются, что грозит катастрофой.

Потребность – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Это неосознанный побудитель активности. Отсюда следует, что потребность - компонент внутреннего душевного мира человека, и как таковая существует до деятельности. Она - структурный элемент субъекта деятельности, но не самой деятельности. Это, однако, не означает, что потребность отделена китайской стеной от деятельности. Как побудитель она вплетается и в саму деятельность, стимулируя ее до получения результата.

Маркс определял потребность, как способность потребления в системе производительной деятельности. Он писал: «В качестве потребности, потребление само есть внутренний момент производительной деятельности, момент такого процесса, в котором производство есть действительно исходный пункт, а потому также и господствующий момент».

Методологическое значение этого тезиса Маркса состоит в преодолении механического истолкования взаимодействия потребности и деятельности. Как остаточный элемент натурализма в теории человека выступает механическая концепция, согласно которой индивид действует только тогда, когда его к этому побуждают потребности, когда нет потребностей, индивид пребывает в бездеятельном состоянии.

Когда потребности рассматриваются в качестве основной причины деятельности без учета посредствующих факторов, находящихся между потребностью и результатом деятельности, без учета уровня развития общества и конкретного индивида, формируется теоретическая модель человека-потребителя. Недостаток натуралистического подхода к определению потребностей человека состоит в том, что эти потребности выводятся непосредственно из естественной природы человека без учета определяющей роли конкретно-исторического типа общественных отношений, которые выступают в качестве опосредующего звена между природой и потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями.

На уровне общественной деятельности не существует той прямой причинно-следственной связи между потребностью и деятельностью, которая имеет место в условиях индивидуальной деятельности. Здесь эта связь настолько опосредована законами общественной формации и вновь возникшими компонентами структуры личности (структурой общения и выполняемых индивидом общественных функций, знаниями, способностями и т. п.), что деятельность индивида перестает быть средством удовлетворения индивидуальной потребности и становится самоцелью. Между естественной потребностью и потребностью, созданной исторически (потребность в образовании, во всестороннем развитии личности, в творческой деятельности), имеется существенное различие. Если естественная потребность является внутренней и гомеостатической, понуждающей человека к деятельности для ее немедленного удовлетворения, то общественно приобретенная потребность перестает быть только его, индивида, потребностью, в ней индивид не обособляется, а идентифицируется со всеобщей социальной сущностью. Поэтому она перестает быть потребностью в собственном смысле этого слова и становится потребностью к деятельности, которая порывает пуповину, связующую индивида с удовлетворением элементарных потребностей, характеризуется мерой терпимости даже к длительному неудовлетворению их: Изменение функции потребностей в органической структуре личности на уровне общественной (коллективной) деятельности обусловливает «переворачивание» направления детерминации. Два основные признака характеризуют этот момент редетерминации:

на уровне общественной деятельности не потребности определяют деятельность индивида, а наоборот, характер деятельности обусловливает характер потребностей, поэтому теория деятельности является исходной в определении характера потребностей;

на этой стадии происходит «переворачивание» отношений между социальным и биологическим в органической структуре личности: иссякание генетически унаследованного запаса задатков, выдвижение на первый план способностей, приобретенных индивидом прижизненно.

Если в процессе формирования личности унаследованные задатки играют роль базиса индивида, над которыми как бы «надстраиваются» социальные качества индивида, то у развитой личности эта связь приобретает обратный характер. Прав был Л. Сэв, утверждая, что «источник развитой личности является внешним по отношению к детству».

В антагонистическом обществе, где вся деятельность, в том числе и деятельность индивида в сфере общественного производительного труда, подчинена удовлетворению простейших жизненных потребностей, личность находится в состоянии универсального отчуждения от своей социально-деятельной сущности. Раскрывая эту антигуманную черту капиталистического производства, Маркс писал: «Таким образом, индивидуальное потребление рабочего составляет момент в производстве и воспроизводстве капитала независимо от того, совершается ли оно внутри или вне мастерской, фабрики и т. д., внутри или вне процесса труда, подобно тому, как таким же моментом является чистка машины независимо от того, производится ли она во время процесса руда иди во время определенных перерывов последнего».

В этих условиях труд перестает быть «самовыражением» индивида и снижается до уровня простого дегуманизированного средства «заработать себе на жизнь». Это «самовыражение», инициатива, динамичность индивида отодвигается всей системой капиталистического общества в сферу индивидуальной деятельности (частное потребление, досуг, межличностное общение, любительское занятие, любование природой и т. п.), где они находят лишь свое мнимое разрешение и формируют асоциальную личность человека-потребителя.

Социалистическое общество, открывающее всем членам общества широкий доступ к образованию, управлению производством и всеми делами общества, создает объективные предпосылки для упразднения дихотомизации индивида, раздвоения его на абстрактную и конкретную личность, освобождает индивида от необходимости принесения общественной деятельности и общественно приобретенных, способностей в жертву естественной потребности.

Вывод: в процессе индивидуального развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к своим потребностям; из раба потребностей он превращается в господина над ними.

Сформулированный выше принцип изменения направления детерминации в отношении потребность деятельность может принести плодотворные результаты в педагогической практике и в практике формирования всесторонне развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сущность и классификация потребностей.

 

Среди множества свойств и характеристик личности, есть оно – исходное – это потребности.

Потребности – это особая сущностная сила я, это внутренняя энергия личности, заряжающее человека на деятельность по самосохранению и развитию.

Термин потребность встречается у древних греков: у Платона, Аристотеля и т.д. Например, Ксенофон подчеркивал потребности нормальных людей в труде. Платон дифференцировал личные и общественные потребности.

Огромный взгляд в развитии теории внесли Маркс и Энгельс. Например, Энгельс поставил потребности в качестве исходного начала экономики. Он выявил зависимость «Потребности – блага – полезности – потребление».

Экспериментальное изучение потребности началось в 20 гг. XX века в работах немецкого психолога Курта Левина. В СССР вперые к проблемам потребностей обратились в 1956 г. На страницах журнала «Вопросы психологии» развернулась дискуссия, где видные ученые высказались о своем понимании и роли потребностей.

Субъективно потребность переживается, как нуждаемость, недостаток, дефицит, как нечто неприятное и тревожное, это ощущение мобилизует человека и придает силы к ликвидации нехватки.

Удовлетворить потребности можно разными способами природа.

Для каждого из этих способов нужна активность. Т.о. психологическая сущность потребностей складывается из двух этапов:

от смутного предчувствия до осознания нехватки;

действия по ликвидации дефицита.

Итак потребность – это нужда облаченная в социокультурную форму.

Для определения потребности выделяют 3 сущностных признака:

потребность есть психологическое отношение личности;

это дает противоречие между тем, что требуется и чего не достает;

движущая сила поведения.

Классификация потребностей:

Типологий потребностей много. Различают:

материальные, социальные, духовные;

естественные и общественные;

разумные и неразумные;

жизненно важные и второстепенные;

неосознанные и осознанные (неконтролируемые и контролируемые(несбыточные и осуществимые);

традиционные и новые;

постоянные и временные и т.д.

 

 

 

4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей

 

Процесс удовлетворения потребностей определяется структурой мотивов.

Сама потребность не является побуждением к действию или активности. Для того чтобы потребность заработала и выполняла роль движущей силы поведения людей нужен пусковой механизм или мотив, т.е. необходимо соотнести потребность с предметом, который может ее удовлетворить.

Мотив – это то, ради чего совершается действие. Он находится внутри человека, как чувственно-окрашенное обязательно приятное представление будущей процедуры достижения и обладания.

Это предвкушение достигнутого становятся внутренней силой побуждающей к активности и которое согласуется с глаголом хотеть или хочу.

Есть разные варианты соотношения потребности и мотива.

Например, потребность в общении удовлетворяется рядом мотивов:

поговорить по телефону;

пойти на свидание;

погулять в людном месте;

почитать.

В то же время несколько потребностей удовлетворяются одним мотивом. Например: пойти на танцы – мотив, который возникает из потребности – самовыражение:

общение;

эстетичные;

сексуальные.

Таким образом, при внешнем сходстве потребность и мотив не одно и то же.

Потребности – это субъективно-объективное явление, потому что они зависят не только от личной, но и социальной среды, а мотив – субъективное явление.

Набор потребностей относительно ограничен, но уникальность и неповторимость личности определяется непохожестью мотивов, которые заставляют человека действовать.

Потребности – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.

Мотивы – это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей.

Мотивация – обоснование предмета для удовлетворения потребности.

Закономерность процесса потребления заключается в том, что потребитель стремиться максимально удовлетворить свои потребности, т.е извлечь максимальную полезность за те же деньги, т.е. в пределах своего дохода.

Полезность – это свойство благ удовлетворять потребность человека.

В этом процессе в условиях рынка потребитель обладает суверенитетом, отсюда клиент всегда прав; во-вторых потребитель рационален, т.е. у него своя школа предпочтений

Процесс потребления имеет ряд закономерностей. Значительная часть потребности рано или поздно насыщается.

Переход к полному удовлетворению потребности происходит постепенно, но по мере удовлетворения полезность блага убывает.

Поведение потребителя – это процесс формирования рыночного спроса покупателей, осуществляющих выбор благ с учетом существующих цен.

Наш выбор товаров и услуг для потребления, то есть выбор потребителя, зависит, прежде всего, от наших потребностей и вкусов, привычек, традиций, то есть от наших предпочтений.

Предпочтения потребителя – это признание преимуществ каких-то благ перед другими благами, то есть признание одних благ лучшими по сравнению с другими.

Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого выбираемого блага. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом. Так же как и в масштабах экономики, ресурсы индивидуального потребителя ограничены. Практическая неограниченность потребностей потребителя и ограниченность его ресурсов приводят к необходимости выбора из различных комбинаций благ, то есть к необходимости потребительского выбора.

Одно из теоретических объяснений закона спроса, а также потребительского выбора связано с законом убывающей предельной полезности. Это закон уже был нами сформулирован в самом общем виде, немного позднее мы вернемся к этой формулировке. Предварительно же вспомним, что такое полезность блага в экономической теории.

Полезность блага – это удовлетворение, которое испытывает человек в процессе потребления блага; в основе полезности лежат различные физические, химические, биологические и прочие свойства блага.

В экономической теории предполагается, что потребитель блага каким-то образом определяет степень полезности от потребления блага, а зная полезность разных благ, он может сделать выбор из различных благ. Этот выбор благ должен быть наилучшим с его точки зрения, то есть приносить ему наибольшую полезность, наибольшую степень удовлетворения.

Потребляя разные количества одного и того же блага, мы замечаем, что чем больше благ потребляем, тем меньшее удовлетворение мы получаем от потребления дополнительной единицы данного блага. Первый съеденный нами беляш в университетской столовой приносит нам наибольшее удовлетворение, второй беляш приносит меньшее удовлетворение, третий еще меньше. Этим также руководствуется потребитель, покупая различные количества благ. В теории данная закономерность получила название закона убывающей предельной полезности.

Предельная полезность любого блага представляет собой величину дополнительной полезности одной дополнительной единицы потребляемого блага.

Закон убывающей предельной полезности предполагает зависимость между увеличением количества потребляемого блага и дополнительной полезностью дополнительной единицы этого блага. С увеличением количества потребляемых благ общая величина полезности благ (совокупная полезность) увеличивается, но в меньшей степени, так как каждая дополнительная единица блага добавляет уменьшающуюся величину полезности.

Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением количества потребляемого блага предельная полезность блага уменьшается.

Принципом убывающей предельной полезности руководствуется потребитель, выбирая такой потребительский набор, который приносит ему наибольшую полезность при данной цене блага и при данном доходе потребителя.

Таким образом, мы можем кратко сформулировать некоторые принципы поведения потребителя на рынке, то есть модель его поведения.

выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями;

поведение потребителя является рациональным, в частности он выдвигает определенные цели и руководствуется личным интересом, то есть действует в рамках разумного эгоизма;

потребитель стремится максимизировать совокупную полезность, другими словами, стремится выбрать такой набор благ, который приносит ему наибольшую общую величину полезности;

на выбор потребителя и его субъективные оценки полезности покупаемых благ влияет закон убывающей предельной полезности;

при выборе благ возможности потребителя ограничены ценами благ и его доходом; данное ограничение называется бюджетным ограничением.

Модель поведения потребителя представляет собой связанные между собой общие принципы поведения потребителя на рынке, включающие в себя, прежде всего, максимизацию совокупной полезности, закон убывающей предельной полезности и бюджетное ограничение.

 

 

 

5. Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций

 

Для оказания рекреационных услуг необходимо исследование потребностей и мотивов туриста. Рекреация является процессом восстановления психофизического баланса индивида, что предполагает:

восстановление гармонии внутренних процессов жизнедеятельности человека;

обеспечение гармонии человека с внешней средой.

Отсюда строится иерархия рекреационных потребностей:

физиологические (потребности в леч.-оздор., в лечебном питании, в сне, физических упражнениях и т.д.);

сексуальные потребности;

экзистенциональные (потребности в физической, экономической, социальной безопасности отдыха и лечения);

социальные потребности (в общении, в социальном комфорте, принадлежности к определенным кругам и т.д.);

самореализация и самоуважение (экстремальный туризм);

духовные потребности (религиозный туризм, культурный).

Иерархичность рекреационных потребностей и их дифференциация по различным группам населения означает, что существуют различные стереотипы рекреационного поведения людей. На этой основе формируются туры и различные виды дополнительных туристских услуг.

Основные виды мотивов туризма.

Туристская мотивация – это побуждение человека направленная на удовлетворения рекреационных потребностей в зависимости от индивидуальных, физиологических и психологических особенностей, система ценностей … и т.д.

Выбор тур. продукта происходит на основе мотивации. Она определяет время, продолжительность, направление, вид, затраты и другие аспекты туризма.

В туристских мотивах огромное разнообразие, что породило более 350 видов туризма.

Адресность туристского продукта является залогом его конкурентоспособности.

Систематизация туристских мотивов

Типология туристских мотивов строится на ряде признаков:

цели путешествия это основа туристских мотивов;

отдых, досуг, развлечения;

познание;

спорт и его сопровождение;

лечение и реабилитация;

паломничество;

деловые цели;

гостевые поездки и т.д.;

виды отдыха

Этот признак учитывается потребителями при выборе конкретного маршрута.

Забота о здоровье для реализации этого мотива разработаны культурно-оздоровительные, лечебные, спортивные, экстремальные и другие туры.

Занятие спортом.

Обучение например, туры с изучением иностранных языков, обучающие видам спорта, это профессиональные программы по интересам кулинария, астрономия и т.д.

Это возможность заняться любимым делом в кругу единомышленников автолюбители, фанаты, коллекционеров и т.д.

Решение деловых проблем.

Развлечение.

Выделяют специфические интересы различных групп. Например:

природные и климатические мотивы путешествия. Например, северяне на юг, из крупных городов на природу;

культурные мотивы. Например, народные ремесла, фольклор, выставки и т.д.;

психологические мотивы.

Поскольку решение о путешествии диктуется несколькими мотивами тур. фирмы разрабатывают соотношение исходных мотивов и второстепенных.

Т.о. учет мотивов туристов позволяет бороться с информационной ассиметрией туристского рынка и точнее удовлетворять потребности туристов.

 

 

 

6. Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика

 

Известно, что производитель нацелен на прибыль и в индустриальную эпоху действовал принцип Генри Форда: «Максимальный объем производства – низкие цены».

Это производсвенно-ориентированная концепция. Сегодня в информационную эру господствует продуктово-ориентированная концепция, где потребители ожидают предпочтение не цене, а качеству.

Следовательно, сегодня цель производства: формирование торговых марок как чувственных образов. Потребление сегодня стало формой представление себя другим, т.е. ты это то, что ешь, носишь, на чем ездишь и т.д.

Исходя из этого сегодня анализу подвергается не просто акт покупки, а процесс потребления в целом.

                  Покупка – использование – поддержание – ремонт – сервис

Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика

Типы потребителей в зависимости от отношения к новому продукту:

Новаторы – приблизительно 25% рискуют приобретая неизвестный товар.

Ранние последователи – приблизительно 13,5% среди первых, но обдумывая.

Раннее большинство – приблизительно 34% приобретают раньше среднестатистические покупатели.

Позднее большинство – приблизительно 34% приобретают после того, как стали известны характеристики, качество товара.

Отстающие – приблизительно 16% с неохотой.

 

 

 

7. Факторы потребительского выбора: демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и другие

 

Для понимания поведения  потребителя надо следовать четырем принципам:

потребитель – хозяин;

для успехов в бизнесе нужно знать мотивацию потребления и структуру потребностей;

поведение потребителя подвержено влиянию;

работа с потребителем требует чуткости, внимания, гостеприимства.

Выделяют следующие факторы потребительского выбора – демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и др.

Демографические факторы потребительского поведения.

Демография – (описание народа населения) это данные о его количестве, возрастном распределении, месте проживания и т.д. дополненные сведения о здоровье, доходах, покупательской способности, дают представление о «потребности клиента».

На потребительское поведение влияют географические факторы, т.е. где люди живут, зарабатывают и тратят деньги, отсюда проводится анализ потребителей городского, пригородного и сельского населения.

Культура и поведение людей. Культура относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают людям общаться и оценивать друг друга. Она включает духовные и материальные компоненты. Культура дает человеку осознание себя как личности и формирование модели поведения. Аспекты поведения человека под воздействием культуры следующие:

общение и язык;

одежда и внешность;

культура питания;

представление о времени;

ценности и нормы;

вера и убеждение и т.д.

Ценности и нормы. Ценности определяют мотивы поведения поскольку  это убеждение людей о приемлемом поведении согласно общепринятым нормам.

Нормы – это правила поведения выработанные группой (обществом): формальные (писаные) и неформальные (неписаные)

Ценности бывают: личностные и общественные (национальных характеристик)

Личностные ценности человек из общественных ценностей выбирает, сортирует и формирует свои собственные.

Т.о. покупательское поведение людей определяется личными ценностями, а на стиль жизни потребителя одновременно действуют ряд сил: экономика, культура, социальная принадлежность и т.д.

Культура воздействует на потребителя в разных направлениях. Например, функциональный подход к товарам у разных народов неоднозначен, так американцы, как правило, покупают товары простые дешевые, т.е. однодневка они часто переезжают. А европейцы выбирают надежные, дорогие, служащие много лет товары. 

На поведение потребителей влияет этническая культура – это ценности и нормы конкретной этнической модели.

Культурные факторы в значительной степени определяют желания и поведение человека. Они могут проявляться в стремлении к культурному обогащению, ведению здорового образа жизни, в отношении к национальным и религиозным обычаям разных народов. Знание и учет этих факторов имеют исключительно большое значение в сфере развития туризма. Так, рестораны мексиканской кухни появляются во всех столицах мира, однако рестораторы модифицируют блюда к местным вкусам. То же самое происходит с китайской и японской кухней.

Изучение слоев населения с точки зрения их принадлежности к тем или иным общественным классам позволяет формировать туристские продукты с более точной адресностью, с учетом их поведенческих и ценностных особенностей. Именно социальное происхождение определяет предпочтения в выборе товаров и торговых марок.

На поведение потребителей влияют многие социальные факторы, особенно референтные группы, семья, а также их собственные роли и статусы в этих группах.

Так, преуспевающий бизнесмен, привыкший летать бизнес-классом, будет расстроен, если ему предложат лететь туристским классом, поскольку это весьма повредит его статусу.

Поведение потребителей туристских услуг зависит и от жизненного цикла семьи, возраста, жизненного кредо, рода занятий, финансового положения. Например, молодежь в возрасте от 14 до 18 лет, отправляясь в турпоездку, предпочтет гостиницу с дискотекой, в то время как туристы старшего возраста сделают.  Другой выбор. Молодой холостяк и незамужняя женщина с легкостью выберут путешествие в автобусе по нескольким странам Европы, тогда как молодая семейная пара предпочтет отдых в пансионате на море.

Чтобы правильно оценивать конъюнктуру туристского рынка, необходимо изучать и прогнозировать реакцию потребителей на различные факторы экономического положения той или иной страны.

 

 

Культ. факторы

 

 

 

 

 

 

Соц. факторы:

 

 

 

культура;

 

 

Личност. факторы:

 

 

субкультура;

референтные группы;

 

возраст и этап

 

Психологич. факторы:

 

общественный класс.

семья;

роли и статусы.

жизненного цикла семьи;

род занятий;

 

мотивация;

восприятие;

Покупатель

 

 

экономическое

усвоение;

 

 

положение;

взгляды и

 

 

образ жизни.

мнения.