ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СКСиТ
1. Место и роль СКСиТ в национальной экономике
2. Экономические особенности функционирования предприятий СКСиТ. Понятие дестинации в туризме
3. Экономическая и социальная эффективность туризма
4. Общая характеристика туристского рынка. Факторы спроса и предложения на туристские ресурсы
5. Основные направления туристской политики в РФ
СКС – это сфера экономики, направленная на удовлетворение социальных потребностей человека.
СКС делится на 2 сферы:
виды деят-ти, услуги которых удовлетворяют культурно-бытовые и соц. потр-ти человека (образование, здравоохранение, культура и искусство, соц. обеспечение, СКСиТ – разнообразный блок, включающий в себя спорт. Туризм, развлечения и т.д.). ОБЩЕЕ:
эти отрасли понимаются как соц. экономика – они решают круг соц. задач и проблем (здоровье, образование, просвещение, отдых и т.д.);
эти сферы направлены на воспроизводство рабочей силы;
они обеспечивают всесторонне развитую, гармоничную личность.
виды деят-ти, услуги которых удовлетворяют общие коллективные потребности (наука, управление, разведка недр и прочее).
5,6% - темп роста туризма (ВВП); 9,9% - гостиничного и ресторанного хоз-ва.
Экономика СКС – это наука, призванная изучать экономические отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства соц. благ, выступающих как в вещественной форме, так и в форме услуг.
Основными элементами экономики СКС явл-ся:
личная свобода;
экономическая дееспособность;
соц. справедливость.
Между СКС и экономикой сущ-ет прямая и обратная связь:
прямая – это воздействие экономики СКС на экономику страны. СКС оказывает огромное воздействие на культуру производства. Рост СКС решает проблему безработицы (в развитых странах 60-70% занятых размещено в СКС);
обратная – развитие экономики в стране воздействует на соц. сферу. СКС производит общественные блага. Политика: власть определяет приоритетные виды деят-ти в СКС. Структура экономики: материальное производство для СКС.
Особенности функционирования СКС:
специфика экономических отношений в СКС – здесь не осущ-ся обмен веществ между человеком и природой, а имеет место воздействия на человека. Продуктом труда занятых в СКС явл-ся услуга, которая одновременно явл-ся действием и рез-том этого действия;
своеобразие действия экономических законов, особенности в размещении производительных сил. Поскольку СКС должна быть доступной, ее учреждения отличаются территориальной рассредоточенностью, что затрудняет концентрацию производства, поэтому в СКС преобладают мелкие и мельчайшие предприятия.
тенденции в развитии СКС. Особенности в хар-ре труда работников СКС. Труд носит индивидуальный хар-тер. Высокие требования к личным кач-вам работников. В СКС преобладают специалисты с высшим образованием (порядка 80%). Труд особо поддается механизации и отличается трудоемкостью;
специфика продуктов, производимых в СКС. СКС отличается особым финансированием, оплатой труда. Методы планирования;
продукт СКС явл-ся благом смешанного хар-ра. В обществе, где социально ориентированная экономика, имеется тенденция к расширению общественного блага;
огромную роль играет потребитель. В СКС необходима обратная связь.
Экономические особенности функционирования предприятий СКСиТ:
основным продуктом СКС явл-ся услуга. При всей простоте определенного термина «услуга» нет.
Услуга – это продукт человеческого труда, производимого не в форме вещи, а в форме деят-ти (К. Маркс).
Услуга – это любое мероприятие или выгода, которую 1 сторона предлагает другой без завладения правом собственности (Филипп Котлер).
Свойства услуги:
неосязаемость;
неотделимость от источника;
непостоянство кач-ва;
невозможность хранения;
пр-во и потр-ние происходит одновременно.
сегодня услуги сост-ют 2/3 валового продукта. Значительная часть услуг – общественное благо – это рез-тат функционирования общественного сектора страны, потребляемое через квази-рынок (3 субъекта: тот, кто производит; тот, кто платит; тот, кто потребляет) – гос. образование, гос. больница, туризм (соц. путевки).
Наиб. распространенной формой квази-рыночных отношений явл-ся заключение контрактов с частными фирмами на поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потр-тей в которых несет общественный сектор.
Сущ-ют чистые и смешанные общественные блага. Чистые блага – это бесплатные блага, смешанные – это блага, которые частично оплачиваются.
Чем более развита соц. политика, тем больше бесплатных услуг получает население.
в организациях очень много некоммерческих пр-тий. Коммерческая орг-ция – это такая орг-ция, которая все свои затраты покрывает своими доходами.
Если мы регистрируем фонд, то он автоматически – некоммерческий, коммерческих фондов нет. В мире 25 тыс. некоммерческих фондов. В России тоже есть такие фонды. В СКСиТ – это достаточно распространенная ОПФ.
финансирование – носит многоканальный хар-тер, т.е. источником поступления финансовых ресурсов явл-ся не только бюджетные ассигнования, но и широкий спектр внебюджетных ср-тв (ассоциации, кооперации, меценатство, гос-во, т.е. любой канал). Как говорится, берем у всех.
территориальное размещение. Без туризма все предприятия СКСиТ приближены к потребителю, а в туризме наоборот, потребитель едет к предприятию, поэтому он и турист. Есть рекреационные зоны, которые приближены к потребителю, т.е. не меняет климат. Но здесь не однозначно в зависимости от того, что мы имеем ввиду: классический туризм или санаторно-курортный.
развитие воспроизводительных сил.
Вывод: в силу этих особенностей, СКСиТ – достаточно сложное в экономическом и организационном плане образование, требующее пристального внимания.
Наличие в стране туристско-рекреационных ресурсов само по себе не означает развитие туризма. Туризм начинается там, где созданы условия для туриста, т.е. туристская инфраструктура.
Дестинация – это географическая территория, обладающая привлекательностью для туриста и имеющая для этого условия.
Требования к дестинации:
наличие опред. набора услуг, необходимого туристам;
опред. набор достопримечательностей, которые интересны туристам;
наличие информационной системы.
Пропускной потенциал дестинации – это max загрузка без ущерба для туристского пункта. Отражается в кач-ве тур. продукта.
Туристско-рекреационные ресурсы – это
Структура тур.-рекр. ресурсов (по Пердеферу):
гидро – реки, моря, океаны (Ниагарский водопад);
фито – растения (Дендрарий);
лито – это то, что создано руками (пирамиды, пещеры);
антропо – культура, обычаи, нравы, фольклор и т.д.
Структура тур.-рекр. ресурсов (традиционная):
солнце;
море;
ландшафт и проч.
По прогнозам ВТО к 2010 году ожидается миллиардный турист – это 1/6 часть людей на планете, которые путешествуют.
Байкал, Алтай – тонкая нить туризма, т.к. плохо развита туристская инфраструктура. Великий Устюг – хотят сделать круглогодичным.
Экономическая эффект-ть – это отношение экономического рез-та к экономическим затратам.
Социальная эффект-ть – это рез-ты (борьба с инфекцией). Понимают опред. деят-ть, направленную на достижение соц. целей.
Соц. эффект-ть туризма выражается (для принимаемой территории):
в Конституции РФ записано, что каждый гражданин имеет право на труд, отдых, жизнь – туризм реализует эти права;
воспроизводство рабочей силы → рабочие места, увеличивается занятость.
Экономическая эффект-ть туризма хар-ет степень исп-ния производственных и туристских ресурсов в течение опред. промежутка времени (от создания до реализации).
Экономическая эффект-ть в сфере туризма опред-ся:
производительностью – это объем произв-ва на единицу затрат (напр., в санатории – на 1 занятого 20 отдыхающих); это доход (в руб.), полученный от тур. Деят-ти (тур. поток).
рентабельностью – это прибыль на затраты. Прибыль – это разница между доходами и расходами.
В туризме показатель экономической эффект-ти – это положительное сальдо платежного баланса (выездной и въездной туризм). В 2008 году было вывезено 22 млрд. $. Экспортный туризм – это въездной.
|
Платежный баланс |
|
|
|
Экспорт (въезд) |
Импорт (вывоз) |
|
вывоз товаров въезд туристов |
1000 2000 |
2000 1000 |
ввоз товаров выезд туристов |
|
0 |
0 |
|
У нас не эффективная позиция (Германия – 70% населения выезжают из страны, Япония).
Испания, Турция, Мальдивы, Египет – эффективная позиция.
Эффект-ть внутреннего туризма – перераспределение прибыли (из северных районов в южные).
Сущ-ет около 400 определений понятия «рынок».
Рынок – это место, система отношений, которые возникают между продавцами и покупателями эквивалентного обмена.
Туристский рынок – это сфера экономических отношений между производителями и потребителями тур. услуг.
Функции туристского рынка:
реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенной в тур. продукте;
орг-ция процесса доведения тур. продукта до потребителя;
экономической обеспечение материальных стимулов к труду.
Субъекты туристского рынка:
турист – покупатель;
пр-тие тур. индустрии (размещение, питание, досуг, развлечение) – продавец услуг;
тур. операторское звено (тур. фирма) – продавец тур. продукта – это комплекс услуг, объединенных в тур. Задача: скомпоновать тур. Действует на договорной основе. Оптовый продавец. Производственная функция;
тур. агент – реализует тур. услуги или продукты. Субъект розничной торговли, связан с туристом. Выполняет функцию обращения.
Механизм рынка состоит из 3 элементов:
конкуренция – неотъемлемая часть рынка, столкновение интересов продавца и покупателя;
цена;
спрос и предложение.
Спрос – это кол-во тур. продуктов, которое турист готов купить при опред. цене. Это платежеспособная потр-ть.
Предложение – это кол-во товаров и услуг, которое «выбрасывается»на тур. рынок, предназначенное для реализации туристам.
Особенности спроса:
спрос на туризм носит сезонный хар-тер;
на спрос влияют факторы демографии;
большая зависимость от географических и климатических условий;
на спрос влияют психологические факторы (реклама формирует покупательное поведение; семейное положение; интеллектуальные интересы);
спрос подвержен тенденциям моды;
спрос хар-ся высокой степенью эластичности.
Спрос может меняться при изменении неценовых факторов.
Особенности предложения:
предложение очень сильно зависит от спроса;
предложение хар-ся гибким ценообразованием;
тур. предложение носит слабо эластичный хар-тер;
неравномерность исп-ния основных фондов.
На предложение влияет система неценовых факторов:
цены на рес-сы – это те издержки, которые на пр-тии;
кол-во пр-тий.
Важным показателем тур. рынка явл-ся эластичность. Спрос эластичен по цене по многим видам товаров и услуг, на некоторые – спрос не эластичен (космический туризм).
Туристская политика – это деят-ть гос-ва по развитию тур. индустрии и субъектов тур. рынка, а так же совершенствованию форм тур. обслуживания и укреплению политического и социально-экономического потенциала.
Туристская политика – основа развития туризма. Она основана на стратегии и тактике.
В основе тур. политики лежит тур. концепция – это представление о месте и роли, и тенденции развития.
состояние туризма в России:
мощность тур. потока < 1% от мирового потока;
преимущественно развит выездной туризм;
образ России в мире не привлекателен для туризма по очень многим причинам;
низкий сервис в индустрии туризма.
цели и задачи:
Гл. цель – создание высококонкурентного тур. комплекса, удовлетворяющего рекреационные потр-ти людей.
реализация конституционного права на отдых;
развитие МТБ туризма за счет инвестиционной привлекательности тур. регионов;
продвижение тур. продукта на внутреннем и внешнем рынке и т.д.
способы достижения целей:
форм-ние нормативно-правовой базы (новая редакция закона «Об основах тур. деят-ти»: самое главное – отмена лицензии);
достижение согласованности в межотраслевой кооперации;
разработка маркетинговой концепции (реклама; участие в выставках, ярмарках, на биржах; PR-мероприятия; ценообразование и скидки и др.);
инвестирование.
Необходимость гос. регулирования туризма очевидна. Его мера различается по странам. Напр., во Франции, Испании есть министерство по туризму.
Концепция развития туризма в РФ (до 2010 г.) – это система взглядов на обеспечение в стране правовой, организационно-экономической среды для формирования современной тур. индустрии.