ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости

2. Методика расчета себестоимости услуг туроператорских фирм

3. Методика расчета себестоимости услуг туристско-экскурсионных фирм

4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных организаций

5. Методика составления калькуляции блюд на предприятии питании

6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях СКСиТ

7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях СКСиТ. Проблемы текучести кадров

8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме,

показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства

9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме,

показатели эффективности и управления оборотными средствами

10. Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИКА ТУРИСТСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости

 

В процессе своего функционирования любое предприятие создает какую-то продукцию, выполняет какие-либо услуги или осуществляет работы. Для этого ему необходимо привлекать определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые и иные. Выполняя определенные работы, любое предприятие осуществляет затраты привлеченных ресурсов.

Следует различать понятия «затраты» и «себестоимость».

Затраты это издержки, которые пошли на изготовление производимых товаров и услуг.

Себестоимость это элемент цены, который не облагается налогом на прибыль.

Но не все затраты включаются в себестоимость.

Существует документ, утвержденный Правительством РФ, - «положение о составе затрат включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении».

В соответствии с этим документом все затраты классифицируются на 5 основных групп:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

налог на зарплату, в виде основного соц. налога;

амортизация;

основных фондов;

нематериальных активов;

МБП – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

прочие расходы.

Каждая из вышеперечисленных групп объединяет однородные по экономическому содержанию затраты, которые не могут быть разложены на собственные части и рассчитывается независимо от того, где они произведены и каково их производственное назначение.

Если давать обобщенную характеристику, то следует отметить, что туристским организациям в качестве типовой рекомендуется группировка затрат по отношению к производственному процессу на производственные, т.е. связанные с производством туристского продукта, и коммерческие, к которым относятся затраты, связанные с продвижением и продажей туристского продукта.

Себестоимость тур. продукта широко применяемый термин, обозначающий все издержки, накопленные при формировании, продвижении и реализации конкретных видов тур. продукта.

Это объективный показатель, сущность которого определяется рядом экономический принципов, которые необходимо учитывать при включении тех или иных затрат в себестоимость услуг.

Рассмотрим основные элементы затрат, включенные в себестоимость:

материальные затраты (не нормируются) – сырье, материалы, топливо, энергия, стоимостная оценка используемых природных ресурсов и др.;

затраты на оплату труда (не нормируются) – при их формировании важен принцип производственной направленности затрат;

ЕСН = 26%;

амортизация – это постепенный перенос стоимости на производимые продукты или услуги в целях денежного возмещения износа основных фондов, нематериальных активов и МБП путем включения их стоимости в себестоимость производимых товаров и услуг. Отношение годовой суммы амортизации к стоимости основных фондов, выраженное в %, называется нормой амортизации. Определяется по формуле:

На = 1 / Та ´ 100%, где

На – норма амортизации;

Та – нормативный срок службы основных фондов.

Государством разработаны нормы амортизации в соответствии с продолжительностью срока функционирования основных фондов:

для зданий, сооружений и их структурных компонентов – 5% в год (для малых предприятий – 6%);

для легкового а/транспорта, легкового грузового транспорта, конторское оборудование, компьютерная техника, информ. системы – 25% в год (для малых предприятий – 30%);

ехнологическое, энергетическое, транспортное и др. оборудование, не включенное в (1) и (2) – 15%,а для малых предприятий – 18%.

Нематериальные активы – равномерное начисление износа в течении срока существования каждой единицы.

Если срок определить трудно, то устанавливается – 10 лет.

прочие расходы включают в себя:

содержание работников аппарата управления;

эксплуатационные расходы по содержанию зданий, помещений;

затраты на командировки;

оформление загранпаспортов и виз;

оплаты услуг связи;

вычислительных центров;

банков, консультационных, информационных, аудиторских услуг;

обслуживание технических средств управления, сигнализации;

представительские расходы;

затраты на обучение в вузах и заведениях, выплату стипендии по договору с учебным заведением;

оплата проездных документов;

%% по кредитам банка, коммерческие расходы.

Среди этой группы расходов есть нормируемые и ненормируемые.

Нормируемые это расходы, которые можно включить с себестоимость лишь с пределах норм, установленных государством (командировочные, представительские, расходы на рекламу и т.д.).

Цена путевки складывается из: себестоимости + прибыль, которая не ограничивается, но зависит от многих факторов (сезона, спроса, конкуренции и т.п.).

Материальные затраты + З/плата + Налог на з/плату + Амортизация + Прочие = Себестоимость

 

 

 

2. Методика расчета себестоимости услуг туроператорских фирм

 

Калькуляция это определение стоимости одной единицы услуг или товара.

Затраты фирм – туроператоров включают все затраты, которые необходимо выделить в качестве затрат тур. фирмы на организацию того или иного тура.

Осн. элементами с/с в туроператорских фирмах явл-ся:

прямые (основные) затраты – это затраты, связанные непосредственно с формированием тура и рассчитываются на каждый конкретный тур и на одного туриста. Прямые затраты зависят от сезона и цен принимающей стороны. Сюда входят затраты на: транспорт (перелет), проживание (в гостинице), питание (на все время, но может и не быть), экскурсионное обслуж-е (как правило 1-2 обязательно в зависимости от услуг), виза, страховка.

накладные (косвенные) затраты – это общехозяйственные затраты пр-тия, связанные с содержанием офиса. Рассчитываются по 5 элементам.

групповые затраты – это затраты, которые зависят от кол-ва человек в группе. Сюда входят: трансферт, затраты на рук-ля, расходы экскурсионных групп.

Пример: Предположим офисные затраты 1 млн. в год, план продаж туродней 25 тыс., тогда затраты на 1 туродень = 40 руб.

Прямые затраты на 10 дней = 20 000 руб.

Общегрупповые затраты = 10 000 руб.

В группе 10 чел., тогда на 1 туриста общеграпповых затрат 1 000 руб.

Тогда с/с тура = 20 000 + 1 000 + 40 ´ 10 дн. = 21 400 руб.

Цена = 21 400 +(400 ´ 50%) + (400 + 200) ´ 18% = 21 704 руб.

Турагентская фирма

Например: цена тура 40 000 руб.

 

 

 

36 000

 

 

4 000

 

 

30 000

 

 

6 000

 

 

 

10%

Цена =

с/с

пр

НДС

с/с

пр

НДС

с/с

пр

НДС

= 40 тыс. руб.

тур. индустрия

туроператор

турагент

 

 

 

3. Методика расчета себестоимости услуг туристско-экскурсионных фирм

 

Для туристско-экскурсионных фирм характерно сочетание и переплетение функций туроператоров и тур. агентств в рамках одной фирмы. Эти фирмы сами создают собственный тур. продукт (тур. поездки сроком более 24 часов и экскурсии продолжительностью от 1 до 24 час.) и реализуют его потребителям, организуя и проводя тур. поездки и экскурсии. Себестоимость каждого тур. продукта будет складываться и зависеть от способа передвижения, места проведения (городские, загородные, музейные, производственные, выставочные), времени (сезонные) и формы проведения (массовка, прогулка, концерт, спектакль).

Следовательно, необходима калькуляция себестоимости на каждый вид экскурсии или тур. поездки с определением затрат конкретно по каждому виду.

Калькуляция – это определение стоимости одной единицы услуг или товара.

Затраты – это издержки, которые пошли на создание, продвижение и реализацию турпродукта.

Себестоимость это элемент цены. который не облагается налогом на прибыль. Но не все -затраты включаются в себестоимость. Существует документ, утвержденный Правительством РФ, – «положение о составе затрат включенных и себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении».

Туристско-экскурсионная фирма

1.

Офисные затраты

1 млн. руб.

2.

План проведения часов экск.

10 тыс.

 

1 час

100 руб.

3.

Затраты на аренду автобусов в час

1 000 руб.

4.

З/п экскурсовода в час

200 руб.

ЭКСКУРСИЯ ОБЗОРНАЯ ПО АНАПЕ 4 часа

С/с =

100 ´ 4 + 1 000 ´ 4 + 200 ´ 4

= 140 руб.

30 чел. (наполняемость автобуса)

 

 

 

Цена = 140 + 70 (50%) + 260 (НДС) = 470 руб.

 

 

 

4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных организаций

 

В процессе своего функционирования любое предприятие создает какую-то продукцию, выполняет какие-либо услуги или осуществляет работы. Для этого ему необходимо привлекать определенные ресурсы - материальные, финансовые, трудовые и иные. Выполняя определенные работы, любое предприятие осуществляет затраты привлеченных ресурсов. Следует различать понятия «затраты» и «себестоимость».

Затраты – это издержки, которые пошли на изготовление производимых товаров и услуг.

Себестоимость – это элемент цены, который не облагается налогом на прибыль. Но не все затраты включаются в себестоимость. Существует документ, утвержденный Правительством РФ, - «положение о составе затрат включенных в себестоимость продукции (работ, услуг) и в порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении».

В соответствии с этим документом все затраты классифицируются на 5 основных групп:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

налог на зарплату, в виде основного соц. налога;

амортизация;

основных фондов;

нематериальных активов;

МБП – малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

прочие расходы.

Гостиница

1. Кол-во койко-мест

100 чел.

2. Совокупные затраты по 5-ти элементам

1,2 млн. руб.

 

 

 

Расчет с/с в год:

 

С/с к/м =

затрат (FC + VC)

=

1 200 000

=110 руб.

P к/м

11 000

Р к/м – план продаж за опред. период

Р к/м = 100 мест ´ 0,6 ´ 365 дней = 11 000 руб.

Цена = 110 руб. + 55 (50%) + 30 = 195 руб.

Санаторный продукт может иметь разную себестоимость в зависимости от набора услуг:

полная путевка с лечением;

полная путевка без лечения;

путевка для родителей с детьми;

курсовка без проживания с лечением;

курсовка без проживания и без лечения (только питание);

размещение + завтрак;

включение в путевку дополнительных услуг.

Если санаторная путевка оплачивается за счет внебюджетных фондов, то характерно максимальное включение в стоимость всех возможностей курортного обслуживания.

 

 

 

5. Методика составления калькуляции блюд на предприятии питании

 

Предприятия общественного питания – это предприятия, предназначенные для производства кулинарной продукции, мучных и кондитерских изделий и их реализации (клас-ция по ГОСТ Р50762-95).

Продажные цены рассчитываются в калькуляционной карточке отдельно на каждое блюдо или изделие кухни. Правильность вычисления цены блюда или изделия подтверждается подписями заведующего производством и лица, составляющего калькуляцию, и утверждаются руководством предприятия.

Калькуляционные карточки регистрируют в специальном реестре после подписи их лицами, которые несут ответственность за правильность установления продажных цен.

Цена на продукцию общественного питания в качестве прямых затрат включает только стоимость сырья, остальные ее элементы (издержки и прибыль) отражаются в ее составе косвенно – через торговую надбавку.

Торговая наценка и скидка должны покрывать все издержки общественного питания, а также обеспечить получение прибыли.

Предприятия торговли, общественного питания и быстрого обслуживания населения могут, независимо от форм собственности, самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) на реализуемые товары (продукцию).

Помимо этого предприятие может самостоятельно утверждать цены, по которым реализуются изделия. В связи с этим сумма наценки представляет собой разницу между ценой реализации и ценой приобретения. Эту особенность определения наценки следует предусмотреть в учетной политике предприятия.

Кроме того, особенностью организаций общепита является то обстоятельство, что начисление торговой наценки может производиться как на стадии оприходования продуктов на складе (в кладовой), так и при их передаче в производство (на кухню) для изготовления готовой продукции (блюд).

Учет покупных товаров, приобретенных для дальнейшей перепродажи в структуре общепита гостиницы (к примеру, сигареты), а также винно-водочных изделий должен вестись на складе (в кладовой) по продажным ценам, включающим в себя торговую наценку.

Пример: по методу калькуляции

С/с = затраты на продукты ´ наценочный коэф.

Наценочный

=

Общ. Затраты

=

60 000

= 2

коэф.

Затраты на продукты

30 000

С/с = 100 руб. ´ 2 = 200 руб.

Цена = 200 + 100 + 50 = 350 руб.

 

 

 

6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях СКСиТ

 

Под оплатой труда (заработной платой) принято понимать вознаграждение, установленное работнику за выполнение трудовых обязанностей.  Оплата труда каждого работника определяется работодателем в зависимости от количества и качества выполняемой работы и максимальным пределом не ограничивается.

Организация оплаты труда на предприятии осуществляется в соответствии с несколькими основополагающими принципами. Различают основную и дополнительную оплату труда. В основную заработную плату включаются выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ при повременной, сдельной прогрессивной оплате, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время, в праздничные дни и др., оплата простоев не по вине работника, премии, премиальные надбавки и т.п.

Дополнительная заработная плата включает выплаты за не проработанное время, которые предусмотрены законодательством о труде и коллективными договорами, а именно оплата времени отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, оплата выходного пособия при увольнении и т.д.

Формы и системы заработной платы представляют собой способы установления зависимости величины заработной платы от количества и качества затраченного труда с помощью совокупности количественных и качественных показателей, отражающих результаты труда. Основное их назначение – обеспечение правильного соотношения между мерой труда и мерой его оплаты, а также повышение заинтересованности рабочих в эффективном труде.

Основными формами заработной платы являются повременная и сдельная формы оплаты.

При повременной оплате мерой труда является отработанное время, а заработок начисляется в соответствии с тарифной ставкой работника или окладом за фактически отработанное время. Заработная плата подсчитывается по формуле:

ЗП = ТС ´ РВ,

где ЗП заработная плата; ТС тарифная ставка присвоенного рабочему квалификационного разряда; РВ – фактически отработанное время.

При сдельной оплате мерой труда является выработанная рабочим продукция, и заработок зависит от количества и качества произведенной рабочим продукции, так как при данной системе заработная плата начисляется за каждую единицу продукции исходя из установленной сдельной расценки. Заработок рассчитывается по формуле:

ЗП = СР ´ ВП,

ЗП – заработная плата рабочего; СР сдельная расценка за единицу продукции; ВП – количество изготовленной продукции. Выбор сдельной и повременной форм оплаты труда зависит от факторов: характера применяемого оборудования, особенностей технологического процесса, организации производства и труда, требований к качеству продукции, использованию трудовых и материальных ресурсов.

  1.Повременная – используется для оплаты труда ИТР, служащих, администрации малого предприятия.

2. Сдельная – применяется там, где результаты труда поддаются точному учету, а индивидуальная ЗП рабочего находится в прямой зависимости от результатов труда, количества и качества выпускаемой продукции.

Наибольшее распространение в современных условиях получили простая повременная и повременно-премиальная системы заработной платы.

Простая повременная система оплаты труда. В этом случае зара­боток рабочего определяется тарифной ставкой присвоенного ему разряда и количеством отработанного времени:

Зп = Тч * В

где Зп — повременная заработная плата, руб.; Тччасовая (дневная) тарифная ставка рабочего соответствующего разряда; В — фактичес­ки отработанное время, часы (дни).

Повременно-премиальная система. В соответствии с данной систе­мой рабочий сверх оплаты в соответствии с отработанным временем и тарифными ставками получает премию за обеспечение определен­ных количественных и качественных показателей.

 

 

 

7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях СКСиТ. Проблемы текучести кадров

 

Персонал в индустрии туризма является одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, и следовательно, качество обслуживания в на предприятиях СКСиТ зависит от мастерства и сознательности их служащих. Удовлетворении клиента в сфере обслуживания достигается также вежливостью персонала и его отзывчивостью.

Кадры предприятия – основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации.

Главную роль в управлении тур. фирмой играет правильный подход к профессионально – квалификационной  структуре предприятия (кадры).

В настоящее время для квалифицированной работы в индустрии туризма кадрам необходимо: технологическая подготовка, знания в области турбизнеса, необходима соответствующая психологическая подготовка, владение вопросами межличностного общения.

Министерство труда и соц. развития РФ утвердило в постановлении от 17.05.99 г. квалификационные требования, профессиональные стандарты к основным должностям работников тур. индустрии. Они разработаны с учётом международных стандартов, а также специфики российского туризма.

Все большее значение приобретают такие личностные качества работника, как коммуникабельность, ориентация на достижение результата, клиентоориентированность, ответственность, обучаемость, способность планировать работу, стессоустойчивость, умение работать в команде, аккуратность, внимательность, лояльность к компании. Эти требования объясняются тем, что в индустрии туризма ошибка, допущенная персоналом, может повлиять на дальнейший выбор клиента и на его удовлетворенность качеством обслуживания.

Поэтому подбор персонала заключается в формировании резерва кадров на замещение вакансий рабочих мест. Подбор персонала должен включать процедуры расчета потребности персонала по категориям работников, перечень профессиональных требований к ним, способы профессионального отбора кадров, а также общие принципы формирования резерва кадров на вакантные должности. Главной целью подбора кадров является определение совокупности людей, способных в ближайшей перспективе занять новые должности, изменить род занятий, исходя из внутренней мотивации, моральных и материальных стимулов.

Большинство организаций не уделяют должного внимания управлению персоналом, считая персонал вспомогательным компонентом. Так, компания не имеющая сильных кадров, в условиях рынка не выдерживает конкуренции. Организация кадровой работы зависит от самого предприятия.

Требования к персоналу:

знание должностных обязанностей;

знание законодательных актов в области туризма;

знание туристских формальностей;

знание 2 иностранных языков.

 

 

8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме,

показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства

 

Основные ср-ва пр-тия – это совок-ть ср-тв и орудий труда, действующих в натуральной форме в течение длительного периода времени (все, с помощью чего производят услугу).

Все основные фонды пр-тия, направленные на вспомогательное производство образуют производственно-техническую базу. Они подлежат оценке и учитываются как в натуральном (кач-ное и кол-ное выражение, инвентаризация), так и в стоимостном выражении.

Виды стоимостных оценок:

первоначальная (балансовая);

восстановительная;

остаточная;

ликвидационная.

Износ основных фондов:

физический – это утрата основными фондами их потребительской стоимости (пропорционально сроку исп-ния). Подвержены абсолютно все основные ср-ва;

моральный износ – несоответствие основных фондов к их современным треб-ям. Зависит от НТП.

Амортизация – это денежное возмещение износа основных ср-тв путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции.

Амортизационные отчисления налогом НЕ облагаются. Амортизацию начисляют по нормам, установленным и утвержденным правительством.

Методы начисления амортизации:

равномерный;

ускоренный (не более чем в 2 раза);

неравномерный (меняется ежегодно);

замедленный (не более чем в 2 раза первые 3 года).

Показатели движения ОС на пр-тии:

коэф. годности – хар-ет величину стоимости ОФ, не перенесенную на пр-во продукции.

Кгодн. =  

Фб

 

     балансовая ст-ть с учетом износа

Фп

 

     первоначальная ст-ть

коэф. износа – показывает степень износа.

Кизн. =  

Физн

 

 

Кизн. = 1 – Кгодн.

Фп

 

 

коэф. выбытия – хар-ет часть стоимости ОФ, выбывших из эксплуатации в течение года. Выбытие – это не значит полная ликвидация.

Квыб. =  

Фвыб

 

Фп

 

коэф. ликвидности – т.е. на 100% изношены и списаны.

Клик. =  

Флик

 

Фп

 

коэф. обновления – хар-ет удельный вес новых фондов, введенных в эксплуатацию.

Кобн. =  

Фобн

 

Фп

 

 

 

 

9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме,

показатели эффективности и управления оборотными средствами

 

Оборотные ср-ва – это совок-ть денежных ср-тв, направленных на создание оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных ср-тв.

Ресурсы → товар →выручка → Ресурсы → товар → …

Оборотные ср-ва:

оборотные производственные фонды – это ср-ва пр-ва. Их ст-ть переносится на продукт труда целиком и сразу:

производственные запасы (сырье, материалы, топливо, запасные части);

в процессе пр-ва (незаверш. пр-во, полуфабрикаты собств. изгот-я, расходы будущих периодов).

фонды обращения – это ср-ва пр-тия, обеспечивающие непрерывность производственного процесса:

готовая продукция;

продукция отгруженная покупателю;

денежные ср-ва в расчетах.

Классификация оборотных ср-тв:

по способности обращения:

наиболее ликвидные (денежные средства);

быстро реализуемые (дебиторская зад-ть);

медленно реализуемые (запасы продукции).

по нормируемости:

нормируемые;

ненормируемые.

по степени постоянства:

стабильные (пост. имеются, не зависят от сезона);

нестабильные (зависят от сезона).

Эффект-ть исп-ния оборотных ср-тв:

Оборачиваемость оборотных фондов – это длительность одного полного кругооборота ср-тв в деньги. Показатели:

длительность оборота (в днях):

Доб. =  

Дп

 

     длит-ть периода (30, 60, 90 дней)

Ко

 

     коэф. оборач-ти

коэф. оборачиваемости (число оборотов):

Ко =  

Vp

 

     выручка от реализации

ОбС

 

     ср. сумма оборотных ср-тв

коэф. загрузки – показывает сумму оборотных ср-тв, затраченных на 1 рубль полученной прибыли:

Кзагр. =  

ОбС

 

Vp

 

 

 

 

10. Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий

 

Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы.

Прибыль обычно определяют как разность между полной выручкой и jтсюда вытекают следующие определения прибыли:

прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности;

прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;

прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности;

прибыль - это доход, возникающий при монопольном положении производителя (продавца) на рынке.

Современная экономическая наука рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства: труда, земли, капитала.

Экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки — и внешние, и внутренние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента.

Прибыль — это первичный двигатель, или генератор, капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернатив­ных пользователей. Именно прибыль — или, лучше, ожидание прибыли — побуждает фирму осуществ­лять нововведения. А нововведения стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции и занятость. Нововведения являются основным фактором экономического роста, и именно погоня за прибылью лежит в основе большинства нововведений. Однако ожидания прибыли очень изменчивы, ввиду того что инвестиции, занятость и темпы роста нестабильны. Прибыль действует "несовершенно" как стимул для нововведений и инвестирования.

Вероятно, прибыль более эффективно выполняет задачу распределения ресурсов среди альтернативных видов производства. Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избегать потерь. Появление экономической прибыли — это сигнал о том, что общество желает расширения данной конкретной отрасли. Фактически же вознаграждение в виде прибыли яв­ляется не только стимулом к расширению отрасли; оно также выступает как финансовые средства, с помощью которых фирмы в таких отраслях могут увеличивать свои производственные мощности.

Потери, с другой стороны, сигнализируют о желании общества сократить "больные" отрасли; потери "наказывают" предприятия, которым не удается приспособить свою производственную деятельность к выпуску товаров и оказанию услуг, предпочитаемых потребителем. Это не означает, что прибыль и потери приводят к распределению ресурсов, раз и навсегда ориентированному на предпочтения потребителей. В частности, наличие монополии как на рынке готовой продукции, так и на рынке ресурсов сдерживает мобильность фирм и перемещение ресурсов, точно так же как различные виды географичес­кого, искусственного и социологического ограниче­ния мобильности.

Экономическая, или чис­тая, прибыль — это то, что остается после вычитания всех издержек утраченных возможностей — как явных и скрытых издержек на заработную плату, ренту и ссудный процент, так и нормальной прибыли — из общего дохода фирм. Экономическая прибыль может быть либо положительной, либо отрицательной (потери). Это можно показать на примере. С точки зрения экономиста, фермеры, владеющие своей землей и оборудованием и использующие свой собственный труд, в значительной мере завышают свою экономическую прибыль, если они просто-напросто вычитают свои платежи внешним поставщикам за семена, удобрения, топливо и так далее из своего общего дохода. Фактически многое или, возможно, все, что остается, — это вмененные издержки на ренту, ссудный процент и заработную плату, от которых отказываются фермеры, принимая решение об использовании своих собственных ресурсов. Процент на собственный капитал или заработная плата за труд самого фермера являются не прибылью, а платежами, которые необходимо было бы производить, если бы предложение этих ресурсов осуществляли внешние поставщики. Короче говоря, определения прибыли, сделанные экономистом и бухгалтером, совпадают в том случае, если бухгалтер включает как явные, так и вмененные издержки в совокупные издержки. Экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек.

Прибыль — это выручка за вычетом издержек. Официальные бухгалтерские прибыли в секторе предпри­ятий представляют собой в основном доходы корпораций.

С экономической точки зрения мы должны выделить три категории прибыли, которые происходят из различных источников.

а) Возможно, наиболее важным источником прибы­ли является неявный доход. Фирмы, как правило, используют множество собственных нетрудовых факторов производства — капитала, природных ресурсов и патентов. В этих случаях неявный доход на неоплаченный или собственный ресурс представляет собой часть прибыли.

б) Другой источник прибыли — неопределенность, связанная с доходом, требуемым для покрытия нестрахуемых рисков, и с прибылью, зарабаты­ваемой предпринимателями, осуществляющими внедрение новых продуктов или инновации.

в) Наконец, прибыль может быть результатом использования фирмой своей монопольной власти, являющейся следствием патентов, особых привилегий или государственного регулирования.

Рентабельность это коэффициент полученный как отношение прибыли к затратам, где в качестве прибыли может быль использована величина балансовой, чистой прибыли, прибыли от реализации продукции, а также прибыли от разных видов деятельности  предприятия. В знаменателе в качестве затрат могут быть использованы показатели стоимости основных и оборотных фондов, выручки от реализации, себестоимости продукции собственного и заемного капитала и т.д.

Предприятие считается рентабельным, если в результате реализации продукции, работ, услуг оно покрывает все свои издержки и получает прибыль. Поэтому в широком смысле слова понятие рентабельность означает прибыльность, доходность. Но определение рентабельности как прибыльности не достаточно точно раскрывает её экономическое содержание из-за отсутствия тождества между ними, т.к. сумма прибыли и уровень рентабельности, как правило изменяются не в равной пропорции, а зачастую и в разном направлении.

Источниками для расчета коэффициентов рентабельности служат данные бухгалтерской и финансовой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии.

Основным показателем эффективности деятельности предприятия является рентабельность реализованной продукции, т.к. именно она характеризует эффективность основной деятельности.

Для определения рентабельности реализованной продукции (в некоторых источниках этот показатель называют рентабельностью продаж), на основании данных бухгалтерской отчетности, соотносят различные показатели прибыли с объемом реализованной продукции, эти отношения показывают, какое количество прибыли приходится на единицу реализованной продукции. На основании этих показателей осуществляется оценка эффективности управления предприятием, т.е. способность предприятия получать прибыль от своей основной деятельности. В зависимости целей, которые ставятся при анализе рентабельности реализованной продукции, могут быль использованы различные виды прибыли, на основании которых рассчитываются показатели R1 R4.

R1    =

Валовая прибыль

Выручка от реализации продукции

 

 

R2    =

Прибыль от продаж

Выручка от реализации продукции

 

 

R3    =

Прибыль до налогообложения

Выручка от реализации продукции

 

 

R4    =

Чистая прибыль

Выручка от реализации продукции

 

Динамика показателя R1 отражает изменения в политике ценообразования предприятия и способность контролировать себестоимость реализованной продукции.