ЭКСКУРСИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ РАБОТА

1. Экскурсионно-выставочная работа как главная форма организации культурно-просветительного туризма и составная часть комплексной тур. услуги

2. Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий. Крупнейшие выставочные центры РФ и стран СНГ

3. Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции.

Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки

4. Маркетинговые функции выставок. Крупнейшие туристские выставки в РФ и за рубежом

5. Экскурсионная деятельность как составная часть, определяющая

гуманитарные знания туризма в жизни общества

6. Сущность, признаки и классификация экскурсий.

Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края

7. Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности туристского предприятия

 

 

 

ЭКСКУРСИОННО-ВЫСТАВОЧНАЯ РАБОТА

 

 

1. Экскурсионно-выставочная работа как главная форма организации культурно-просветительного туризма и составная часть комплексной тур. услуги

 

Выставки играют значимую роль в организации культурно-просветительного туризма, так как свои услуги представляет большое количество санаториев, гостиниц, дома отдыха и так далее Их цель – распространение информации о своем учреждении и услугах, которые они предоставляют, а также непосредственное осуществление продаж пакетов путевок или заключения прямых договоров.  Они предоставляют туристскому предприятию  возможность одновременного распространения и по­лучения необходимой для соответствующей деятельности информации. Они помогают: оценить развитие отрасли, правильно ориентироваться в ценовой политике, в каком-то смысле перенять опыт коллег и, конечно же, получить экономический эффект от участия, который выражается:

в расширении клиентской базы тур. предприятия;

в количестве заключённых договоров с поставщиками тур. услуг и тур. агентами. Преимущество также и в том, что туристское предприятие (экспонент) обладает многочисленными возможностями, чтобы превратить для клиента посещение выставки в праздник, например, при помощи организации шоу-программ, викторин, лотерей.

Выставочные работы незаменимы для представления новых туристских программ и направлений специализированной посетительской аудитории. Они стремятся создать атмосферу долгосрочного благожелательного отношения к тур. продукту путём представления образа экспозиционера или укрепления положительного его восприятия, то есть поднятия его имиджа.

Экскурсия это составная часть комплексной тур. услуги, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов. Экскурсия это процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, то есть достопримечательностей определённого города или региона. Экскурсионные работы выполняют функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.

Выставки – эффективный ресурс для организации и проведения социо- культурных и маркетинговых исследований, т к. они дают заинтересованным организациям обширную прикладную информацию. Каждая выставка является своеобразным срезом вполне конкретной рыночной ситуации, она дает возможность не только осуществлять поиск соответствующих рынков, но и участвовать выходе на эти рынки с помощью наиболее эффективных способов.

Каждая выставка – важная и, что ценно, емкая в плане материальных затрат часть маркетингового плана любой организации, которая принимает в ней участие в роли экспонента, посетителя или, тем более, организатора.

Ценность исследований на выставках состоит в том, что они, с одной стороны:

дают возможность получить богатый объем данных быстро дешевле, нежели в обычных условиях;

позволяют достичь углубленного понимания рыночной ситуации, не ориентируясь на затратный и долговременны массовый сбор данных;

поскольку многие выставки проводятся с определенной периодичностью и по конкретной тематике, они позволяют отслеживать динамику различных показателей, а число так трендов может достигать значительной величины;

исследования на выставках позволяют определить новые тенденции в развитии рынка, выявить образовавшиеся лакуны и сосредоточить внимание на изучении тех сегментов, которые представляются самыми перспективными.

Участники выставки образуют вполне конкретное сообщество и обладают огромным объемом самой разнообразной и надежной маркетинговой информации.

 

 

 

2. Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий. Крупнейшие выставочные центры РФ и стран СНГ

 

Международное бюро выставок определяет выставку как показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества и удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности.

Выставки и ярмарки – это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги (из Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ).

В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.

Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума.

Выставки и ярмарки – как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.

Из мирового опыта следует, что выставки/ярмарки принято классифицировать по пяти основным признакам:

по географическому составу экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют):

всемирные (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры) – в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки «ЭКСПО»;

международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам);

с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);

национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);

межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов);

местные (региональные) – с участием фирм только из того города/региона, где проводится выставка/ярмарка.

по тематическому (отраслевому) признаку:

универсальные;

специализированные (многоотраслевые и отраслевые).

по значимости мероприятия для экономики города/региона/страны:

выставки федерального значения (имеющие значение для страны в целом);

выставки межрегионального значения (имеющие значение для нескольких регионов страны);

выставки регионального значения (имеющие значение только для одного региона);

выставки местного значения (имеющие значение для города, области).

по территориальному признаку (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие):

выставки, проводимые внутри страны;

выставки, проводимые на территории других стран.

по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы):

постоянно действующие (0,5-1 год и более);

временные (0,5-5 месяцев);

 краткосрочные (от 1-5 дней до 0,5 месяца).

Крупнейшие выставочные  центры РФ и стран СНГ:

Россия, Москва. Всеросcийский выставочный центр (ВВЦ). Общая площадь павильонов: 44 000 м²;

Россия, Москва. Экспоцентр на Красной Пресне. Общая площадь павильонов: 60 000 м² в 7 павильонах;

Россия, Москва. Сокольники. Общая площадь павильонов: 28 000 м² в 14 павильонах;

Россия, Москва. Крокус Экспо. Общая площадь павильонов: 230 000 м² в 3 павильонах;

Россия, Санкт-Петербург. Ленэкспо. Общая площадь павильонов: 25 000 м² в 7 павильонах;

Татарстан, Казань. Казанская Ярмарка. Единственный выставочный центр республики, который располагается на площади более 12 га и представляет собой живописный парк на берегу озера Кабан, на территории которого располагаются три выставочных павильона общей площадью 6700 м².

Россия, Краснодар. Выставочный Центр «КраснодарЭКСПО». Общая площадь 27 300 м²;

Башкортостан. Центр РИД. Общая площадь павильонов: 6 000 м²;

Беларусь, Минск. Белэкспо НВЦ. Общая площадь павильонов: 27 000 м²;

Казахстан, Алматы. Атакент-Экспо. Общая площадь павильонов: 11 300 м² в 5 павильонах;

Украина, Киев. КиевЭкспоПлаза. Общая площадь комплекса – 81 400  кв. м. Количество павильонов – 3.

 

 

 

3. Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции.

Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки

 

Выставочный стенд представляет собой оформленную с помощью элементов конструкции или других выразительных средств часть выставочной площади (в кв. м или кв. дюймах), которую устроитель выставки/ярмарки предоставляет в аренду конкретному участнику для организации его экспозиции и демонстрации своего участия в этом мероприятии.

Выставочный стенд – лицо фирмы, поэтому успех участия турпредприятия в выставочных мероприятиях во многом зависит от искусства построения экспозиции.

Построение экспозиции включает в себя:

отбор материалов, которые будут демонстрироваться;

разработку стендов фирмы с учетом выделенных площадей, высоты выставочных помещений;

возможности в обеспечении электроэнергией, водой, и т.д.;

генеральную компоновку экспозиции фирмы в соответствии с логикой раскрытия основной темы экспозиции.

Очень большое значение имеет оригинальное оформление экспозиции, привлекательная реклама, слаженная работа стендистов, внимательное отношение к посетителям.

Выставочный стенд, как визитная карточка предприятия, должен по размерам и обстановке соответствовать представляемым товарам и значению фирмы-экспонента, отражать его общую предпринимательскую культуру. С точки зрения технического исполнения, стенд должен быть безупречен и соответствовать конкурентным стандартам. На первом плане стоит задача презентации экспонатов, ориентированная на клиента. Выставочный стенд, срок жизни которого совпадает с периодом выставки-ярмарки, должен быть приятен зрению и слуху, ибо только в этом случае он сможет апеллировать к эмоциям посетителя.

При разработке дизайна стенда важно стремиться представить товар в самом выгодном свете, поэтому основное внимание следует уделить цветовому решению – краски должны быть нейтральными и конструктивное решение не должно отвлекать внимание от экспозиции, ярко освещенной и расположенной на такой высоте, чтобы посетителям было удобно ее рассматривать. Огромные корпоративные логотипы и щиты с названием фирмы, скорее всего, не остановят посетителя, если это не логотип всемирно известной фирмы или продукции. Вывеска на стенде должна быть простой и эффектной.

Стенд всегда должен быть убран и содержаться в чистоте, вряд ли следы пальцев украсят экспонаты.

По мнению выставочников-профессионалов, выставочный стенд может: воплощать образ предприятия-экспонента, но не быть складом всего ассортимента товаров, возбуждать интерес и производить впечатление, но не показное, казаться скромным, но не выглядеть убого, стандартно, быть заманчивым, «вести» к себе, но ненавязчиво, казаться строгим, но не отталкивающим, становиться шоу, но не балаганом, быть удобным для работы персонала, но не демонстрировать расточительность экспонента на покупку лишних площадей.

Стандартных рекомендаций по оформлению стенда быть не может. Важно, чтобы был четко определен тематический план экспозиции. Оформление стенда должно быть выдержано в едином стиле, привлекательность стенда для посетителей обеспечивается броской или, как говорят, «ударной» частью экспозиции, которая видна издалека. Это можно обеспечить плакатами, фотографиями, обилие которых, однако, не должно быть чрезмерным, т.к. большие объемы информации на стенде не усваиваются посетителями

Наиболее выигрышное месторасположение стенда фирмы – в центре или справа от входа, т.к. в основном естественное движение, как правило, от входа к центру против часовой стрелки.

По возможности следует избегать расположения стенда вдали от выходов и центральных проходов, позади больших колонн и лестниц, в задней части зала.

Успех деятельности фирмы на выставке во многом зависит от стендистов - сотрудников, работающих в публичной зоне экспозиции.

К стендистам предъявляются следующие требования:

привлекательная внешность;

обаяние;

коммуникабельность;

выносливость;

профессиональная компетентность;

знание иностранных языков.

Сотрудники фирмы, работающие на стенде, должны выглядеть солидно и аккуратно, желательно в выдержанном общем стиле. Во время выставки необходимо, чтобы каждый стендист находился в отведенном ему месте.

Основные функции стендистов сводятся к установлению первичных контактов с посетителями, выявлению среди них серьезных клиентов и партнеров и обеспечению их дальнейших контактов с коммерческими представителями в зоне переговоров.

Процесс организации выставки представляет собой сложный комплекс организационных мероприятий. Организация крупной международной выставки занимает около года. Характерной особенностью современного этапа развития отечественного выставочного дела является резко выраженная коммерциализация выставок. В подавляющем большинстве случаев их организаторы ставят своей основной целью получение дохода от выставочных мероприятий.

Подготовка и проведение крупной выставки включает следующие этапы:

принятие решения о проведении выставки. В зависимости от характера выставки, ставящихся перед нею задач, особенностей экспонентов, решение может приниматься на разных уровнях: правительственном, уровне конкретного министерства, органов местного самоуправления. При организации коммерческой выставки важным фактором принятия решения о проведении является проработка спроса на выставочные услуги.

официальное объявление о проведении выставки с указанием целей, основной тематики, сроков работы выставки и представления заявок.

формирование структуры управления подготовкой и проведением выставки.

прием заявок на участие в выставке. На крупных выставках прием заявок заканчивается иногда за полгода до начала работы выставки.

Комплекс подготовительных организационно-технических мероприятий:

распределяются выставочные площади между участниками выставки;

фирмам-участницам направляются планы выставочных помещений с четким нанесением плана стенда экспонента;

производятся расчеты за выделяемые площади и материальные ресурсы, оговариваются размеры авансовых платежей, разрабатываются транспортные инструкции.

монтаж экспозиции.

торжественное открытие выставки и официальный осмотр с приглашением официальных лиц.

открытие выставки для посетителей.

обеспечение рабочей программы выставки.

официальное закрытие выставки.

демонтаж выставочной экспозиции.

подведение оргкомитетом итогов выставки с точки зрения достижения поставленных целей.

 

 

4. Маркетинговые функции выставок. Крупнейшие туристские выставки в РФ и за рубежом

 

Участие предприятия в выставках должно служить всем компонентам комплекса маркетинга. Современная выставка – это не только эффективное средство сбыта, это важнейшее средство коммуникаций и обмена информацией. Она связана со всеми инструментами маркетинга, поэтому участие в выставке служит достижению самых разнообразных предпринимательских целей – позволяет осуществлять одновременно и коммуникативную, и ценообразовательную, и сбытовую, и товарную политику предприятия.

Едва ли какой-нибудь другой из инструментов маркетинга обладает способностью представить во всей полноте предприятие и его продукцию, одновременно давая возможность личного контакта с клиентами и изучения конкурентов. Выставки позволяют увидеть множество необходимых отправных точек для осуществления предпринимательской политики, ориентированной на сбыт. Именно здесь, как нигде более, становятся очевидными процессы, происходящие на рынке, виды и диапазон изменений, а также направление и темп будущего развития.

Выставки среди инструментов коммуникаций.

На ВЯМ происходит активный обмен инф-цией (коммуникации). При этом, сначала экспонент (через стенд, рекламу, экспонаты, персонал) выступает как источник инф-ции, а посетитель – получателя инф-ции, но потом также активно вступает в процесс инф-ного обмена. Коммуникации – центральная функция выставки.

Отправитель

Кодирование

Обращение, ср-во

передачи инф-ции

Расшифровка

 

 

 

 

 

 

 

Барьеры

и помехи

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратная связь

 

Ответная реакция

Получатель

Выставки среди инструментов ценообразования.

К наиболее существенным элементам ценообразования относ-ся: цена, кредит, сервис, скидка, система платежей.

Для эффективной работы всех этих инструментов нужна объективная полная инф-ция. Наиболее полную такую инф-цию можно собрать на переговорах с клиентами – на выставках контракты наиболее интенсивней.

Не все вопросы, связанные с ценообразованием, могут быть решены во время выставки. Поэтому некоторые косвенные оценки могут быть проведены во время выставки.

След. затраты и условия должны быть скорректированы дополнительно:

затраты на упаковку, перевозку, страхование;

затраты на обслуживание клиентов, сервис и уже имеющиеся ценовые калькуляции;

условия оплаты;

условия доставки;

условия возврата.

Выставки среди инструментов распределения (сбыта):

орг-ция и пути сбыта;

хранение;

транспортировка.

По итогам переговоров с клиентами необходимо проанализировать возникла ли потр-ть в расширении или др. изменениях имеющихся способов орг-ции сбыта.

Выставки среди инструментов товарной политики:

кач-во товара;

форм-ние ассортимента;

торговая марка;

внешнее оформление.

Для пр-тия важен вопрос на сколько полно будет представлен ассортимент его продукции на выставке. Для того, чтобы на выставке лучше представить пр-тие, желательно исп-ть новый вид товара (выставочную новинку).

В ходе выставки объективной оценкой испытываются отдельные составляющие инструментов товарной политики, а значит и сам товар, ассортимент, а также имиджевые хар-ки. Это дает пр-тию новые возм-ти в осущ-нии товарной и ассортиментной политики и способствует своевременному приспособлению к рыночным условиям.

Крупнейшие туристские выставки в РФ и за рубежом.

Международная выставка-ярмарка FITUR в Мадриде. FITUR – одна из крупнейших в мире туристских выставок. Свои экспозиции представляют здесь уже более 11 тыс. экспонентов из 170 стран.

Международная туристская выставка-ярмарка BIT в Милане. Считается самой известной и крупной туристской ярмаркой в Италии, где представлены лучшие предложения местных компаний.

Международная берлинская туристская биржа ITB.

Лондонская WTM. Международная выставка WTM в Лондоне проводится ежегодно и является крупнейшей выставкой туристической индустрии в мире.

Московская международная выставка MITT «Путешествия и туризм». Это самая крупная в России ярмарка выездного туризма.

МАТКА. Международная выставка MATKA в Хельсинки проводится ежегодно и традиционно является первой в году из крупных выставок туристической индустрии северо-западного региона Европы.

Интурмаркет. Выставка «Интурмаркет» является первой российской выставкой национального масштаба, представляющей на одной площадке все сектора бурно развивающейся отечественной туристской индустрии.

Отдых. Международная выставка «Отдых» это основная осенняя международная туристическая выставка в России, открывающая зимний сезон.

Top Resa. Международная выставка Top Resa в Довиле, Франция является одной из крупных туристских выставок в Европе.

CITM («China International Travel Mart») – крупнейшая международная туристическая выставка в азиатском регионе, которая ежегодно проводится поочередно в Шанхае или Куньмине.

Tour Salon. Международная выставка Tour Salon в Познани является одной из основных туристских выставок на территории Восточной Европы.

 

 

5. Экскурсионная деятельность как составная часть, определяющая

гуманитарные знания туризма в жизни общества

 

Экскурсия – это группа людей, пришедших для осмотра достопримечательных объектов по намеченной теме, по специальному маршруту под руководством экскурсовода.

Экскурсия – вид научно-педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа объекта.

Как метод обучения, экскурсии возникли в конце XVIII-начале XIX века, сопутствуя развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся составной частью учебного процесса в школе.

В 1910 году в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживающая школьников и педагогов. В начале XX века стали проводиться экскурсионно-культурно-просветительские направления, появились специальные экскурсионные организации. В 1907 году при Российском обществе туристов (РОТ) была основана организация «Экскурсии по России». В конце 20-х – начале 30-х годов экскурсии культурно-просветительного характера стали составной частью туризма. После Великой Отечественной войны деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций активизировалась во всех союзных и автономных республиках, краях и областях

Широкий размах экскурсионное дело приобрело в нашей стране в 70-е годы.

В развитых странах мира экскурсии уже давно стали составной частью путешествия, одной из его целей, что привело к появлению так называемого познавательного экскурсионного туризма. Экскурсии как рекреационная деятельность обладают высокой социальной эффективностью, поскольку выполняют одновременно несколько восстановительных функций: познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (туристско-экскурсионных бюро, организаций, видов транспорта, специальных модификационных автобусов, речных судов и т. д.) и кадров: экскурсоводов, методистов.

Причем, работе экскурсовода, мастерству, профессиональному уровню подготовки придается большое значение. От знания экскурсоводом темы, объектов экскурсионного показа, от владения методиками проведения разных видов экскурсий зависят эффективность, качество экскурсии. Главным требованием экскурсионной методики является обязательное сочетание показа с достоверностью информации. Существующий афоризм «смотреть – не значит видеть» напоминает о том, что экскурсовод обязан научить «видеть», преподнести, раскрыть полностью имеющуюся информацию, логически переходя от одного элемента к другому, обосновывая общий вывод.

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания окружающего мира, знакомства с природой, историей, бытом, достопримечательностями определенного города или региона. Особенностями экскурсионного процесса являются заранее избранные объекты, которые изучаются на месте их расположения.

Экскурсия как форма познания, как вид досуга выполняет функции информации, расширения кругозора и знания, повышения общего культурного уровня.

Таким образом, являясь составной частью туризма, экскурсия представляет собой наиболее активный процесс познания окружающего мира, его предметов и явлений, а также служит мощным идеологическим инструментом воспитания.

 

 

6. Сущность, признаки и классификация экскурсий.

Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края

 

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Экскурсия – это группа людей, пришедших для осмотра достопримечательных объектов по намеченной теме, по специ­альному маршруту под руководством экскурсовода.

Экскурсия – вид научно-педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа объекта.

Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность – это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Это целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный по заранее подобранным объектам в естественных условиях.

Признаки экскурсии – сходства, либо различия предметов и явлений, указывающих на сходство экскурсии с другими формами педагогической деятельности.

группа;

экскурсовод;

объекты;

маршрут (заранее спланированный);

тема (четко определенная);

время (45 мин. – 24 ч.);

активность общения сторон.

Отсутствие хотя бы одного из признаков лишает права относить проводимое  мероприятие к экскурсии.

Функции экскурсии:

информации;

научной пропаганды;

орг-ции досуга;

расширение кругозора;

формирование интереса.

Классификация экскурсий:

по содержанию:

обзорные (многоплановые) – используется исторический и современный материал, события излагаются крупным планом, давая общее представление о городе, крае, области.

- многоуровневые;

- городские.

тематические – экскурсии, в ходе которых раскрываются одна тема и в основу положены события (одно или несколько) объединенных данной темой:

- исторические:

историко-краеведческие (краеведческий материал);

археологические (археологический материал);

этнографические (быт, нрав, культура народов);

военно-исторические (краеведческий материал, история войн);

историко-биографические (история деятелей культуры).

- производственные:

производственно-исторические;

производственно-экологические;

производственно-технические;

профессионально ориентированные (для учащихся).

- природоведческие:

комплекс (охватывает комплекс);

специализированные (пещеры → только пещеры, море → гидрологическая тематика).

- искусствоведческие:

историко-театральные (театральное искусство);

историко-музыкальные (музыка, консерватория);

по народным и художественным промыслам (от посуды до декоративных статуэток);

по местам жизни и деятельности людей культуры и науки;

картинные галереи;

выставочные залы;

музеи;

мастерские художников и скульпторов.

- литературные:

литературно-биографические (Лермонтов на Тамани);

историко-литературные (о каком-либо произведении);

литературно-художественные (прием литерат. монтажа, цитирование).

- архитектурно-строительные:

архитектурные постройки (город, место, район и т.д.);

памятников архитектуры определенного исторического периода;

о творчестве одного из деятелей науки и искусства;

о планировании и застройке городов;

с демонстрацией образцов современной архитектуры;

по новостройкам.

по составу участников и их количеству:

количество – индивидуальные и групповые;

состав – по возрасту, проф. признаку, роду деят-ти, месту проживания.

по месту проведения:

городские;

загородные;

производственные;

музейные;

комплексные (несколько элементов).

по способу передвижения:

пешеходные;

транспортные (различные виды транспорта);

комбинированные (транспортно-пешеходные).

по продолжительности:

короткие;

средние;

длительные.

по форме проведения:

экскурсия-массовка;

экскурсия-прогулка (познание и отдых);

экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

экскурсия-концерт (прослушивание музыки и т.д.);

экскурсия учебная;

показательная экскурсия (образец методологического приема на конкретном экскурсионном объекте);

рекламная экскурсия.

Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края:

Анапа. Античный город Горгиппия.

Анапа. Водопад Жемчужный. Расположен в 2,5 км от поселка Большого Утриша, на ручье Водопадном. Высота 5,5 м.

Анапа. Озеро Дельфинье. Это лагуна с соленой водой, отделенная от моря валом. С 1983 года водоем приспособлен под дельфинарий.

Абинск. Шапсугский дольмен.

Апшеронский район. Гуамское ущелье. Протяженность ущелья – 3 м, глубина до 400 м. Местами ущелье сужается до 2 м.

Дольмены в Геленджикском районе.

Геленджик. Тешебские (Бигиусские, Гебиусские) водопады.

Геленджик. Водопады в бассейне реки Пшада.

Геленджик. Водопады в долине реки Жане.

Новороссийск. Озеро Абрау. Это самое крупное пресноводное озеро Краснодарского края. По своим размерам оно превышает знаменитую Рицу.

Новороссийск. Мемориальный комплекс «Малая земля».

Сочи. Агурские водопады.

Сочи. Змейковские (Дикарькины) водопады.

Сочи. Мацестинские водопады.

Сочи. Водопад Ажек.

Сочи. Ореховский водопад.

Сочи. Самшитовые водопады.

Сочи. Водопад МАФАПЭ.

Сочи. Водопад в урочище Чудо-красотка.

Сочи. Водопады на реке Шахе.

Сочи. Водопады в Мамедовом ущелье.

Сочи. Ахштырская пещера.

Сочи. Гора Ахун.

Сочи. Воронцовская система пещер.

Озеро Рица.

Сочи. Форелевое хозяйство.

Сочинский дендрарий.

Темрюкский район. «Военная горка» (музей под открытым небом).

Темрюкский район. Таманское городище.

Темрюкский район. Грязевые вулканы.

Обилие водопадов в Туапсинском районе.

Обилие гор в Туапсинском районе.

 

 

7. Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности туристского предприятия

 

Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.

Экскурсия – это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.

В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:

разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);

подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.

При разработке (внедрении) новой экскурсии следует руководствоваться ГОСТ Р 50681-94. Сразу же следует приступить к заполнению технологической карты экскурсии, прилагаемой вместе с иными бланками и формами к данному ГОСТу.

Разработка новой экскурсии состоит из нескольких этапов:

предварительный этап:

рассматривается идея, которую нужно осуществить в экскурсии (замысел, тема, цель, задача);

б) подбор материалов, т.е. изучение литературных источников, работа в архивах, музейных фондах, изучении СМИ и периодических изданий, встреча с очевидцами;

в) выбор объекта, т.е. по пути следования может мыть много объектов, которые подходят нашей теме, необходимо выбрать основной объект.

основной этап:

составление маршрута;

объезд или обход маршрута;

составление контрольного текста;

подбор материала «портфеля экскурсовода»;

определение методических приемов проведения конкретной экскурсии;

определение техники ведения данной экскурсии (количество времени);

составление метода разработки, т.е. технологической карты;

составление индивидуального текста.

заключительный этап:

прием-сдача экскурсии. Автор сдает пробный текст методисту;

утверждение экскурсии;

калькуляция экскурсии. В любой туристской фирме есть бухгалтер и методист (закладывается з/п водителя, экскурсовода, расходы на топливо + % накрутки).

Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности туристского предприятия.

Необходимо, чтобы экскурсия была достаточно интересной. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной экскурсантам информации, чтобы сам способ подачи материала не был утомительным, а способствовал его наилучшему восприятию той или иной аудиторией.

Именно по этой причине тематика экскурсии однозначно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежи, городских или сельских жителей, профессиональной направленности и т. д.). При дифференцированном подходе к экскурсионному обслуживанию населения необходимо учитывать не только интересы, но и цели потребителей.

Термин «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Это понятие содержит указание, какому именно кругу явлений посвящается данное произведение, к чему стремится автор привлечь внимание своих читателей, слушателей, зрителей, что именно и с каких позиций хочет в нем осмыслить.

Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает не только изложение определенного материала, но и четкие идейные позиции. Идея – замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-тематическую основу произведения. Все это в полной мере относится и к экскурсии.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии – предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое концентрированное изложение основного содержания экскурсии.

Подготовка новой темы, содержания экскурсии – это многомесячный напряж. труд коллектива творч. работников.

Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе этих объектов.

Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных частей экскурсии в единое целое. Она регулирует объем материала, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает, особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется то, как показать объект, какую часть информации использовать в данном случае, что именно сказать.

Существенное значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь рассказ и показ должен «работать» на основную тему экскурсии. По пути следования экскурсионной группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Не следует включать в рассказ сведения об этих объектах, может быть, очень интересных, но второстепенных по отношению к конкретно рассматриваемой теме. Экскурсовод может рассказать о них туристам только в ответ на возникшие вопросы.

Итак, главная задача развития тематики экскурсий – наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли.

При соблюдении требований к тематике экскурсии можно быть конкурентоспособным, так как экскурсия получится очень увлекательной и познавательной.