1. Особенности правового регулирования туристской деятельности
2. Правовые основы оказания туристских услуг
3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму
4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма
7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации тур. фирм
Правовое регулирование туристской деятельности регулируется Гражданским Кодексом и Законом «О туристской деятельности»
Г.К. применяется в гражданско-правовом регулировании различных форм деятельности, в том числе туристской. В нем закрепляются принципы гражданского права, понятия и признаки юрид. лица, различные организационно-правовые формы юр. лиц, которые могут применяться в туристической сфере.
Основной целью закона «О туристической деятельности» являются:
обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
охрана окружающей природной среды;
создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
развитие тур. индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан РФ, развитие международных контактов, сохранение объектов туристического показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Правовые основы оказания туристских услуг закрепляются в следующих документах:
ФЗ «Об основах туристской деятельности»;
Закон «О защите прав потребителей»;
Закон «О стандартизации и сертификации продукции и услуг»;
Постановление Правительства «О лицензировании тур. деятельности»;
Постановление Правительства «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ»
Закон «О техническом регулировании».
Международные правовые акты:
норм.-правовые акты, к которым относят международные договоры и межправительственные соглашения РФ с иностр. гос-вами в сфере партнерства и путешествий;
международные конвенции, т.е. акты предметно-регулирующего хар-ра, устанавливающие правила, признанные соответствующими гос-вами;
резолюции международных орг-ций (ООН, ВТО);
рекомендательные акты ВТО (рекомендация ВТО по упрощению тур. формальностей).
В соответствии с ч. 4, ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ явл-ся основной частью ее правовой системы. Это означает, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
В условиях быстрого развития в нашей стране сферы туризма государственные органы также преобразуются в соответствии с происходящими изменениями. Так, 18 ноября 2004 г. из Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму появилась самостоятельная структура Федеральное агентство по туризму.
Руководство деятельностью агентства по туризму было передано Правительству РФ.
В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ Федеральное агентство направляет по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, своих представителей в постоянные представительства РФ при международных организациях (напр. ВТО) и осуществляет руководство деятельностью этих представителей.
Основными задачами агентства являются:
осуществление функций по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменения в сфере туризма;
содействие в продвижении национального тур. продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.
Федеральное агентство по туризму выполняет следующие функции:
издает индивидуальные правовые акты, осуществляет лицензирование туроператорской и турагентской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых;
проводит всероссийские государственные лотереи в целях развития и туризма;
сотрудничает в области международной тур. деятельности, а также предоставляет интересы РФ в международных организациях в сфере туризма;
осуществляет комплексный анализ и прогнозирование развития туризма в РФ, включая определение приоритетных направлений;
разрабатывает и утверждает в установленном порядке нормативы и отраслевые стандарты в сфере туризма, осуществляет контроль за их соблюдением;
оказывает организационную и методическую помощь органам управления туризмом субъектов РФ;
разрабатывает и предоставляет в установленном порядке на утверждение Министерство здравоохранения и социального развития РФ проекты тарифно-квалификационных характеристик по профессиям и должностям работников в области туризма, определяет номенклатуру специальностей в этой сфере.
В РФ на сегодняшний день существуют две основные формы предпринимательской деятельности в сфере туризма: индивидуальный предприниматель (физ. лицо) и туристическое предприятие (юр. лицо).
Индивидуальный предприниматель – это гражданин, занимающийся предпринимательской деят-тью без юр. образования. Осуществить подобную деят-ть можно с момента гос. регистрации в кач-ве индивидуального предпринимателя. Индивидуальную предпринимательскую деят-ть регламентируют ст. 23-25 ГК РФ.
Юр. лицо – это орг-ция, которая имеет в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени приобретать и осущ-ть имущ. и личные не имущ. права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юр. лицо (тур. предприятие) обретает с момента гос регистрации и утрачивает в момент гос. регистрации его ликвидации.
Для осущ-ния предпринимательской деят-ти необходимо обладать ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬЮ, т.е. обладать:
правоспособностью – это способность иметь гражданские права и нести обязанности;
дееспособностью – это способность гражданина своими действиями приобретать и осущ-ть гражданские права, создавать для себя гражд. Обязанности и исполнять их;
деликтоспособностью –это способность нести юр. ответ-ть, самостоятельно отвечать за свои действия.
Нормативно-правовая база регламентирующая предпринимательскую деятельность в сфере туризма следующая:
ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
ГК РФ;
ФЗ «Об акционерных обществах»;
ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ»;
ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц».
Юр. ответ-ть – это предусмотренное нормами право, обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.
Правонарушение в сфере предпринимательской деят-ти могут быть гражданские, административные, налоговые и уголовные правонарушения. В зависимости от того, к какой отрасли законодательства принадлежат нормы об ответ-ти за такие правонарушения различают и виды юр. ответ-ти.
Как правило, в России существует 4-ре вида юрид. ответственности:
уголовная;
административная;
налоговая;
гражданско-правовая.
Ответственность за эти нарушения предусмотрена соответствующими кодексами: налоговым кодексом, уголовным кодексом и административным. Гражданско-правовая ответственность не определена законом.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом предусмотрена ответственность. Вина организации определяется действием или бездействием.
Срок давности – 3 года, со дня совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода в течение которого было совершено правонарушение.
Привлечение орг-ции к ответ-ти за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии оснований об адм., уголовной или иной ответ-ти, предусмотренной законами РФ, а также от обязанности уплатить причитающиеся суммы налогов и пени.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении возлагается на налоговый орган. При этом неуместные сомнения виновности этого лица толкуются в его пользу (презумция невиновности).
Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физ. или юрид. лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Признаки:
противоправность;
виновность;
наказуемость.
Административное наказание – установленная государством ответственность за совершение правонарушения и применения в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Неотвратимость наказания.
Порядок рассмотрения наказания: суд, другие должностные лица.
Уголовная ответственность – правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания.
Уголовная ответ-ть за преступление установлена Уголовным кодексом РФ.
Ввиду комплексного характера предпринимательского права, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности осуществляется с помощью норм многих отраслей права: гражданского, административного, криминального, трудового и других. Однако средства охраны отмеченных четырех отраслей права можно считать важнейшими. А ввиду того, что основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли (то есть какая-нибудь деятельность субъекта предпринимательской деятельности в конечном итоге сводится к сохранению и за возможности увеличения собственного материального достатка), именно гражданско-правовые средства защиты нарушенных прав и интересов предпринимателей можно считать базовыми.
Рассматривая гражданско-правовые средства защиты прав предпринимателей, следует обратиться к ст. 6 Гражданского кодекса, которая распространяется на правоотношения в сфере предпринимательства. Целесообразно подробнее остановиться на составных убытков, которые подлежат возмещению, случаях ограничения размера их возмещения (ответственности) (см., например: ст. 363 "Размер ответственности автотранспортной организации за потерю, недостаток и повреждение груза" Гражданского кодекса Украины и др.).
Желательно рассмотреть также "другие средства [защиты], предусмотренные законом". К ним можно отнести, в частности, способы обеспечения выполнения обязательств (реализация заставленного имущества, правило об оставлении задатка в задаткополучателя или уплата им задатка в двойном размере). На обсуждение можно вынести вопрос о возможности отнесения к средствам гражданско-правовой защиты выплаты страхового возмещения.
Криминально-правовая защита в сфере предпринимательской деятельности заключается в установлении ответственности за нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Административно-правовая защита в сфере предпринимательства является более широкой, чем криминально-правовой, поскольку охватывает не только ответственность за нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Она может осуществляться и специализированными органами, которым предоставлены соответствующие полномочия в сфере предпринимательства.
Особенностью нотариальной защиты является то, что ему свойственный превентивный характер. Это означает, что институт нотариата, в частности, способствует соблюдению прав собственности, ведь нотариусы прослеживают путь, которым прошло имущество от первого владельца к последнему, предупреждая нового владельца про возможные обязательства, которые обременяют имущество, что отчуждается. Следует также обратить внимание на то, что нотариат выполняет функцию фиксации (по законодательному определению нотариата на соответствующие органы и должностных лиц возлагается обязанность удостоверять права, а также факты, которые имеют юридическое значение, с целью предоставления им юридической достоверности).
Право на предпринимательскую деятельность включает возможность защиты от неправомерных действий, как других предпринимателей, так и со стороны государства в лице его органов, в том числе право на обжалование их поведения, которое ущемляет это право.
Защита предпринимателей от вмешательства в их деятельность государственных органов имеет конституционную основу.
Превышение компетенции государственного органа означает издание им акта вне его компетенции. Нарушение актом государственного органа требований законодательства — это противоречие законодательству принятого акта, как по его содержанию, так и по форме, порядку и срокам принятия.
При создании турфирмы, необходима ее государственная регистрация, которая осуществляется федеральным органом исполнительной власти, которым является Министерство РФ по налогам и сборам.
Государственная регистрация осуществляется на основе ФЗ «О государственной регистрации юр. лиц», Закона «О государственной пошлины». Сведения о создании, реорганизации и ликвидации фирм заносятся в Единый государственный реестр юр. лиц. В случае изменения сведений, вносящихся в государственный реестр (за исключение сведений о лицензиях) юр. лицо обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение 3 дней с момента изменения.
При реорганизации фирм также необходимо отнести в регистрирующий орган необходимые документы, указанные в ФЗ «О государственной регистрации юр. Лий и индивидуальных предпринимателей»
При ликвидации юр. лица необходимо также в 3-х дневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юр. лица.
Государственная регистрация утрачивает силу с момента вынесения судом решения и признании предпринимателя несостоятельным (банкротом), либо в день получения регистрирующим органом заявления от самого предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации.