ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. Научная психодиагностика и психологическая практика

2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики

психологических особенностей партнера по общению

3. Экспрессия человека как психодиагностический параметр

4. Психологические аспекты деструктивного общения

5. Межличностное познание и общении

6. Межличностные отношения в группе

 

 

 

 

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА

 

 

1. Научная психодиагностика и психологическая практика

 

Психодиагностика – область психологической науки и практики, посвященная разработке и использованию разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека (прежде всего черт личности и эмоциональных состояний).

Практическая психодиагностика используется в реальных жизненных условиях и конкретных обстоятельствах в виде методов и методик, которые являются результатами работы теоретической психодиагностики.

Исторически сложились и до сих пор существуют две разновидности практической психологии. Одна из них возникла и развивалась вне научного знания – как сфера чисто практической психологической деятельности людей, опирающейся на их жизненный опыт и здравый смысл. Данная разновидность практической психологии представлена в практических действиях людей по отношению друг к другу в повседневной жизни – там, где им приходится взаимодействовать и оказывать психологическое влияние друг на друга. В наилучших своих образцах и в наиболее удачных применениях она представлена, например, в действиях священников, врачей, политиков, педагогов, руководителей, родителей и других категорий людей, которым часто приходится иметь дело с другими людьми и оказывать на них влияние. Этими же знаниями и умениями пользуются те люди, которые, не имея психологического образования, оказывают помощь другим людям, например, разного рода целители, экстрасенсы и т.п. Другая разновидность практической психологии появилась, когда психология как наука уже существовала и получила признание. Эта практическая психология изначально опиралась на точные научные знания о психике человека и представлена главным образом в прикладных отраслях современной психологии, например, педагогической, медицинской, инженерной, юридической.

Несмотря на разницу в истоках возникновения практической психологии, все современные практические психологи, в том числе и те, кто имеет специальное психологическое образование, и те, кто стал заниматься практической психологией из интереса к ней, на основе жизненного опыта, здравого смысла, фактически пытаются делать одно и то же: помогать людям в решении тех проблем, которые связаны с их повседневной жизнью, с их психологией в поведении. Такова общая цель и конечная задача, на решение которой направлена деятельность практического психолога.

К основным методам психодиагностики относятся тесты, опросники, проективные методы.

С помощью психодиагностических методов определяется некое свойство (или несколько свойств) личности и не может быть дана ее исчерпывающая характеристика.

 

 

 

2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики

психологических особенностей партнера по общению

 

Общение играет огромную роль в жизни человека, в развитии личности. В настоящее время нет единого определения общения. В зависимости от того, что понимается как суть общения даются разные определения. Одни делают акцент на передачу информации, другие на понимание. Так общение как механизм объединения людей в группы, как условие социализации.

Другое определение – общение есть взаимодействие людей, содержанием которого является познание и обмен информацией с помощью различных средств коммуникации в целях установления отношений, благоприятных для совместной деятельности.

Структурный анализ общения: коммуникативная сторона – передача информации с помощью различных средств коммуникации.

Средства общения делятся на вербальные и невербальные:

перцептивная сторона – восприятие человека человеком в процессе общения;

интерактивная – взаимодействие людей, предполагающая определенную форму организации совместной деятельности.

Уровни общения:

примитивный – человек воспринимается как предмет, как вещь;

стандартизированный – контакт масок (человек одевает маску);

игровой – мы играем друг друга, подражаем друг другу;

деловой – на первом месте дело, на второй план отходит все остальное, что окружает;

духовный – общение с человеком «родственная душа».

Вербальное общение – речь. В процессе взаимного понимания оказывают влияние некоторые характеристики высказывания:

деннотация (слова понимают большинство людей) и коннотация (слова понимают узкий круг людей);

явление полиссимия – наличие у слова более одного значения;

синонимия – использование разных слов и выражений для сообщения сходной информации (разные оттенки);

наблюдения и оценки – проблемы в речевом общении возникают из за смешения высказывания фактов;

статичность высказываний (категоричность).

Невербальные средства общения – мимика, жесты, поза и т.д. Все кроме слов – это вид общения для которого является характерными использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия.

Человек очень редко осознает свои движения, которые зачастую говорят собеседнику совсем не то, что произносит его голос. Большая часть нашего невербального поведения является приобретенной. Значения многих жестов и движений обусловлены культурой, внутри которой мы живем. Очень важно уметь правильно распознавать жесты собеседника. Это дает возможность интуитивно чувствовать партнера по общению и если необходимо настраиваться на его лад.

Достаточно просто быть хорошим наблюдателем во время коммуникативного контакта, чтобы не упустить из виду сигналы тела, которые дают нам определенную информацию. Из жизненного опыта каждого из нас можно привести массу примеров того, что значит тот или иной жест.

Так, ни для кого не секрет, что пожимание плечами используется для того, чтобы показать непонимание предмета беседы или незнание. И т.п.

 

 

3. Экспрессия человека как психодиагностический параметр

 

Экспрессия – это выразительное яркое проявление чувств, настроения. Толкуется так же, как предъявление во вне скрытых для наблюдения психологических особенностей личности.

Экспрессивность отражает степень  выражения того ил иного чувства, настроения, состояния. Понятия «экспрессия», «экспрессивность» используются художественными театрами. В существующих определениях (экспрессия и экспрессивность) указывается связь данного явления с духовным и душевным миром человека. Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психологически явлений, она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как об инструменте познания внутреннего мира человека.

Интерес к экспрессивному поведению возрастал по мере накопления знаний. Это привело к формированию в 20 в. психологии выразительного экспрессивного поведения, как самостоятельная отрасль.

Предмет – это закономерности выявления на основе внешних данных признаков в сущностной природе человека. Для каждого их этапов процесса решения задачи более зафиксированы актуальные позы, мимические, жестовые, интонационные особенности поведения.

Жесты – движения рук и кистей. При помощи жестов можно передавать информацию, выражать эмоции, взаимодействовать с партнером в общении. Жесты могут рассказать о желании человека, о его состоянии.

Поза – положение человеческого тела или определенное положение частей тела.

Экспрессия невербального поведения рассматривается как индикатор различных параметров личности.

 

 

 

4. Психологические аспекты деструктивного общения

 

К деструктивному общению следует отнести те формы и особенности контактов, которые пагубно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения.

Примерами такого рода контактов могут служить манипулятивное общение, авторитарный стиль, формы распада и осложнения отношений по вине партнера вследствие патологической ревности, зависти, нарциссизма. Деструктивным характером может обладать даже молчание, если оно принимает форму наказания партнера, а также умолчание.

В основе деструктивного общения может лежать немало личностных черт: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм, ханжество и т.п. Такое общение не всегда преследует личную материальную выгоду. Оно может руководствоваться неосознаваемыми мотивами самоутверждения, злорадства, мести, соперничества и т.д.

Любая форма деструктивного общения затрагивает обе стороны, нередко вовлекая в это деструктивное взаимодействие массу других людей, заряжая их негативными эмоциями.

К деструктивному общению относят:

корыстные формы общения (вранье, обман, ложь);

эгоизм;

агрессивность;

криминогенное общение.

 

 

5. Межличностное познание и общении

 

Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю преднастройку, установку, с позиций которой они подходят к общению друг с другом. Такая преднастройка, в отличие от установки проявляющаяся в восприятии человекам неодушевленных, физических предметов и явлений, называется социальной установкой. Именно от социальной установки зависит то, что будет чувствовать и как будет действовать человек в отношении другого человека.

Люди вступают друг с другом во множество различных видов взаимоотношений. Основные из них следующие: личные и деловые, эмоциональные и рациональные, официальные и неофициальные, координационные и субординационные.

Личные взаимоотношения возникают между людьми как личностями, то есть как существами, обладающими определенными индивидуальными психологическими особенностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение и т.п. Кроме эмоциональной окрашенности личные взаимоотношения людей носят субъективный характер, выражают собой сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми. К одному и тому же человеку разные люди могут относиться по-разному. Наконец, личное отношение к человеку практически не зависит ни от его возраста, ни от положения в обществе, ни от профессии, ни от других социально-демографических характеристик данного человека.

Деловые отношения основаны на ответственности людей за выполняемую ими работу, на обязательствах, которые люди берут на беся в совместной деятельности, или на обязанностях, которые возлагаются на них. Качество деловых взаимоотношений людей определяется организованностью их совместной деятельности.

Эмоциональными называются взаимоотношения, которые основаны на эмоциях и выражаются в эмоциях, проявляемых одним человеком в отношении другого человека. Т.е. то или иное отношение данного человека к другому определяется тем, какие чувства, положительные или отрицательные, один человек переживает в отношении другого человек. То или иное отношение одного человека к другому проявляется в возникновении при общении этих людей определенных чувств, соответственно, также положительных или отрицательных.

Рациональные взаимоотношения людей – это такие, которые, во-первых, основаны на разумных расчетах и выводах, во-вторых, строятся, исходя из ожидаемой или реальной пользы, которую один человек может принести или на самом деле приносит другому человеку. Рациональные взаимоотношения не совпадают с эмоциональными и могут быть даже противоположными им. Так, например, человек может испытывать по отношению к другому человеку приятные чувства, ног вместе с тем понимать, что никакой пользы или выгоды для себя от общения с ним он не получит. И наоборот. Рациональными также называют отношения между людьми, которые начинаются с побуждаются не эмоциями, а трезвыми расчетами, тщательным взвешиванием сложившихся обстоятельств и принятием разумного решения, как наиболее выгодно, целесообразно действовать при данных обстоятельствах.

Официальные – это взаимоотношения между людьми, которые установлены и поддерживаются официально, в соответствии с какими-либо правовыми нормативными актами. К таки актам могут относится существующие законы, уставы, положения, приказы, инструкции ит.п. В официальные отношения люди чаще всего вступают по должности, и это объединяет официальные отношения с деловыми взаимоотношениями.

Однако между официальными и деловыми взаимоотношениями есть различия. Не все официальные отношения являются деловыми, равно как не все деловые отношения выступают как официальные. Так, например, врач по должности обязан относится к больному с вниманием и уважением, и это его отношение будет официальным, но не деловым. Другой пример: люди могут вступать друг с другом в деловые взаимоотношения, противоречащие закону. Такие их отношения будут деловыми, но официальными их назвать нельзя.

Неофициальными называются такие взаимоотношения между людьми, которые не носят официального характера в указанном выше смысле слова, то есть не регулируются никакими правовыми актами. Неофициальными иногда называют взаимоотношения между людьми, которые складываются между ними помимо должностных, деловых взаимоотношений, в которых они обязаны находится друг с другом.

Координационные – это такие взаимоотношения между людьми, в которые они вступают как вполне равноправные, независимые люди, которые лишь согласуют, координируют свои действия друг с другом, но не зависят друг от друга и не подчиняются друг другу.

Субординационные – это взаимоотношения между людьми, имеющими различный статус, занимающими разные должности или различное положение в обществе. Это также неравноправные взаимоотношения, при которых одни люди подчиняться другим людям, оказываются зависимыми от них. Такими, например, являются взаимоотношения между руководителями и подчиненными.

Человеческие взаимоотношения могут зависеть от самых разных причин.

На эти отношения может повлиять то, каким образом удовлетворение их интересов и потребностей определяется другими людьми. Если такая зависимость существует и если люди помогают друг другу в удовлетворении их интересов и потребностей, то между ними складываются хорошие взаимоотношения. Если же при существовании указанной зависимости они мешают друг другу в удовлетворении потребностей и интересов, то между ними, скорее всего, сложатся неблагоприятные взаимоотношения.

На человеческие взаимоотношения также влияют индивидуальные психологические особенности людей.

Еще одним фактором, который может повлиять на взаимоотношения людей, являются знания друг о друге, которыми они располагают.

Также взаимоотношения между людьми может зависеть от сиюминутного настроения.

Характером взаимоотношений человека с людьми в значительной мере определяется его настроение, самочувствие и , следовательно, результаты той деятельности, которой он занимается.

От характера взаимоотношений между людьми зависит психическое и физическое здоровье каждого.

 

 

 

6. Межличностные отношения в группе

 

Особое внимание в психологии уделяется взаимоотношениям в группе. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. В отличие от них, неофициальные отношения складываются на базе личных или частных, взаимоотношений людей. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные – как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения – это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями: они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга не могут определенно относиться друг к другу.), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях – коллективистскими. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной – положительной или отрицательной – он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.

Малые социальные группы (от 2-3 до 20-30 человек, объединенных друг с другом какой-либо общей целью, совместной деятельностью, направленной на достижение этой цели, имеющих друг с другом определенные личные и деловые взаимоотношения) оказывают большое влияние на человека, на его психологию и поведение. Это влияние проявляется в следующем:

в малых социальных группах человек осваивает нормы поведения, которые позволяют ему стать полноправным членом общества, устанавливать с людьми нормальные, то есть соответствующие этим нормам, взаимоотношения;

в малых группах человек получает образцы или формы поведения, подражая которым и осваивая которые, человек оказывается способным умело вести себя в обществе среди людей;

в общении с людьми в различных социальных группах человек формирует и развивает свои способности. Эти способности ему первоначально демонстрируют окружающие люди. Они же передают человеку как члену группы необходимые для формирования соответствующих способностей у человека, корректируя его;

в малых социальных группах человек обеспечивается так называемой обратной связью или информацией о том, как он выглядит и оценивается людьми со стороны. Это очень важно для того, чтобы человек научился правильно воспринимать и оценивать самого себя. Иными словами, в малых социальных группах формируется правильная самооценка человека;

в малых социальных группах человек получает разнообразную поддержку, моральную и материальную, со стороны окружающих людей. Такая поддержка ему особенно необходима для самосовершенствования, для стимулирования успехов в различных видах деятельности;

в малых социальных группах человек осваивает социальные роли, соответствующие им формы социального поведения. Благодаря этому он оказывается способным успешно адаптироваться в обществе, согласовывать свои действия с поведением других членов общества, а также брать на себя и выполнять различные общественные обязанности;

в малых социальных группах человек удовлетворяет свои основные, жизненно важные интересы и потребности.

Но не только малые социальные группы могут оказывать влияние на психологию и поведение человека как члена этих групп, но и сам человек может оказывать воздействие на психологию и поведение малой социальной группы, особенно если он является в этой группе лидером или руководителем. Человек, занимающий лидерские позиции в группе, может оказывать влияние на других членов группы через поощрения, наказания. Тот, кто получает поощрение со стороны лидера, старается сохранить внимание и одобрение лидера и нередко ради этого стремится вести себя так, как это нравится лидеру. В результате под влиянием лидера у данного человека и у остальных членов группы, следующих за лидером, появляются психологические особенности и поведение, характерное для самого лидера. Таким образом, лидер как личность может оказывать влияние на группу. Особенно сильным такое влияние оказывается тогда, когда лидер одновременно является и руководителем соответствующей группы. Тогда он, воздействуя на психологию и поведение остальных членов группы, может пользоваться не только своим неофициальным авторитетом, но и как руководитель. Влияние лидера на членов группы может осудествляться через дружеские связи между членами группы, через подражание и внушение.

В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению с лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, человек вынужден вести себя положительно по отношению к товарищам по группе. В корпорации, напротив, часто поощряются индивидуалистические наклонности и групповая мораль.

Собрав воедино группу высоко квалифицированных специалистов по образованию, но, не проведя диагностику личностных качеств каждого в отдельности, а так же внутригрупповых отношений, руководитель может получить «трудный коллектив», как в психологическом, так и в производственном плане.