ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СКС и Т

1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие туристской отрасли

2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение в гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах

3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей

4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.

5. Техника и технология конгресс-туризма

6. Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия

7. Туристские формальности (визовые, паспортные, валютные, таможенные, санитарно-эпидемиологические)

 

 

 

 

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ СКС и Т

 

 

1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие туристской отрасли

 

НТП – это внедрение в общество новых технологий.

НТП в туризме – это комплекс мероприятий, осущ-ние которых необходимо для эффективного решения научно-технических проблем и широкого применения в туризме достижений науки и техники, современных технологий обслуж-я и производства.

Туризм стал развиваться благодаря НТП, когда стал развиваться ж/д транспорт, т.к. туризм – это путешествия.

Воздушный транспорт – внедрение авиаперевозок. Туризм приобретает глобальное значение – люди путешествуют по всему миру за короткое время. Наименее опасный вид транспорта.

Морской транспорт способствовал появлению круизов. Это самый опасный, дорогой и очень комфортный вид транспорта.

Свой вклад в туризм внесло развитие компьютерных технологий и связей: мобильные телефоны, появление систем бронирования и резервирования, в том числе через Интернет. Например, программа «Мастер-тур», которая помогает деят-ти тур. фирмы.

Развитие техники, которая позволяет делать услуги комфортабельнее (кондиционеры и проч.).

На развитие туризма оказали новые технологии в управлении предприятиями – горизонтальная и вертикальная интеграция.

Горизонтальная интеграция – это объединение компаний, занимающихся однородным видом предпринимательства, в результате которого происходит расширение и интернационализация бизнеса, укрупнение и активное проникновение капитала на зарубежный рынок.

Вертикальная интеграция – это объединение разнородных компаний, составляющих технологическую цепочку обслуживания.

 

 

 

2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение в гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах

 

Гостиница (отель) – коллективное средство размещения, состоящее из номеров, представляющее набор услуг (минимум – ежедневная уборка номера и санузла, заправка кроватей) и относящееся к тому или иному классу и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.

Имидж – это какой-либо определенный образ, фирменный стиль, который сформировался на данном предприятии.

Архитектурно-планировочное решение всегда должно соответствовать целевому имиджу предприятий.

Требования к гостиницам:

здание должно быть единым архитектурным ансамблем, вписываться в окружающую среду и быть ее достопримечательностью;

проект тур. гостиницы должен обеспечить комплексное обслуживание туристов;

гостиницы должны быть оборудованы инженерными коммуникациями, если необходимо – лифтами.

Помещения гостиницы подразделяются на:

жилые – номера, холлы, уголки отдыха, коридоры;

служебные (административные) – где размещены адм. службы;

обслуживающие (общественные) – киноконцертный зал, парикмахерская, ПОП, спортзал;

подсобные – склады, прачечные, ремонтные мастерские.

Планировка номеров включает в себя:

холл;

жилая комната;

сан. узел;

ванная;

шкаф (встроенный шкаф);

кухня и мини-бар;

мебель для сна и отдыха;

рабочая зона (стол, стул).

В гостинице вся мебель подразделяется на:

бытовую (в жилых помещениях);

конторскую (административные помещения);

ресторанную (предприятия питания);

специальную (в общественных помещениях).

Требования к тур. предприятиям.

Требования к офису тур. фирмы:

внешний вид офиса;

наличие док-та на право пользования офисом;

требования к микроклимату;

оформление помещения для посетителей и персонала:

компьютерная техника;

факс, телефакс;

множительная техника;

оборудование для хранения денег, бланков отчетности;

касса;

информационные стенды;

достаточное кол-во мебели;

следить за экологией офиса;

живые цветы;

чисто, уютно, эргономично;

нельзя охрану.

Требования к санаторно-курортным предприятиям.

Основная услуга – лечебно-оздоровительная.

Хоз. структура санатория строится по госпитальному типу. Осн. структурное подразделение – мед. отделение. Возглавляет глав. врач (заведующий). Кабинеты должны располагаться компактно, холлы должны быть оборудованы местами ожидания. Соответствие санитарным нормам.

Пищеблок. Шеф-повар, зав. производством, медсестра.

Номерной фонд включает номера разных категорий, площадь номеров такая же, как в гостинице:

сьюит – не менее 75 м2, должен состоять из трех жилых комнат и более: кабинет, спальня, доп. сан. узел, большая двуспальная кровать;

апартамент – не менее 40 м2, две и более комнаты: гостиная, столовая, спальня;

люкс – не менее 35 м2, две жилые комнаты: гостиная и спальня;

студия – однокомнатный номер, площадь не менее 25 м2;

номер I категории – из расчета 6 м2 (круглогодично);

номер II категории – из расчета 4,5 м2 (сезонные);

номер III категории – на 1 человека.

 

 

 

3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей

 

Ресторан – ПОП, представляющее гостям широкий ассортимент блюд, напитков, кондитерских изделий, в том числе фирменных блюд и блюд широкого приготовления.

Состав основных помещений пр-тий питания:

торговые – нормы вместимости не менее 1,4 м2 на одно посадочное место. Это вестибюль, гардероб, аванзал (зал для ожидания), санузлы, торговый зал, банкетный зал, винный бар, коктейльный бар, буфет, сервизная касса, раздаточная, помещения для официантов, помещения для реквизита;

производственные – происходит приготовление пищи. Это овощной, мясной, рыбный, кулинарный, кондитерский цеха, хлебный цех, помещения зав. производством;

складские – загрузочная, охлаждаемые камеры, кладовые для хранения картофеля, овощей, солений, сухих продуктов и т.д., камера пищевых отходов, экспедиция. Площадь от 10 до 20 м2;

административно-бытовые и технические- административные помещения (кабинет директора, бухгалтерия, касса, столовая для персонала), бытовые помещения (бельевая, гардеробы, служебные и туалетные комнаты, душевые), технические помещения (вентиляционные камеры, тепловые пункты и т.д.).

 

 

 

4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.

 

Клубы – (английское club), общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и др. интересами, а также для совместного отдыха и развлечений; существует на основе вносимых членами К. взносов.

Кинотеатр – общественное здание (или часть его), оборудованное для показа фильмов.

Дискотека (англ. discotheque) – это форма организации досуга молодежи. Прослушивание музыки с комментариями так называемого диск-жокея (ди-джея). Музыка в дискотеке обычно сопровождается световыми эффектами, демонстрацией слайдов и т.д. Программы дискотеки могут иметь тематический характер, но чаще – развлекательный, с танцами и пением.

Требования к кинотеатрам, дискотекам, ночным клубам:

большие площади;

безопасность.

В кинотеатре есть осн. залы – кассы, зал ожидания (накопительный) - кафе, зал для просмотра – должен иметь хорошую вентиляцию, акустику (шум не должен превышать допустимые нормы); технолог. комнаты – проектная и т.д.

Площади – ГОСТ по стандартам площадей.

Ночные клубы – проектирование с точки зрения стиля – вестибюль, осн. помещение, технологич. помещения. Если есть бар, то необходимы помещения для приготовления пищи. Интерьер должен выполняться из экологических и пожароустойчивых материалов.

 

 

 

5. Техника и технология конгресс-туризма

 

Конгресс-туризм – внешний и внутренний – один из главных показателей уровня экономического развития страны. При повсеместной глобализации происходит стирание границ между государствами, что приводит к образованию единого экономического пространства, и деловой туризм играет при этом далеко не последнюю роль. Эксперты считают деловой туризм одной из самых быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства: к 2020 году количество деловых поездок должно увеличиться в три раза.

Конгресс-туризм сегодня прочно занял устойчивые позиции в туристическом бизнесе. Это перспективная и высокорентабельная отрасль туризма, доля которого, по некоторым оценкам, составляет от 10 до 20%. Международное сотрудничество, подписание контрактов, организация конференций, проведение семинаров по тематике бизнеса, прием делегаций из разных стран мира, организация корпоративных мероприятий, проведение всевозможных конгресс-туров, командировки рядовых сотрудников и руководящего состава являются неотъемлемой частью деятельности компаний, что способствует прогрессивному развитию конргесс-туризма.

Сегодня деловые поездки совершают огромное количество людей. Каждый четвертый турист в мире путешествует с деловой целью. По статистике 70% деловых мероприятий в мире проходят в городах-курортах. Город Сочи обладает всем необходимым потенциалом для международного делового и инсентив-туризма, не уступая другим международным деловым центрам.

Конгресс-туризм – это не только деловые поездки как таковые, но и обмен информацией, организация семинаров как эффективный способ накопления профессионального опыта, поиск новых партнеров, организация корпоративных мероприятий различной направленности, укрепление корпоративной культуры.

Успешность проведения деловых встреч зависит от квалифицированной подготовки мероприятий в целом. Организация деловых встреч подразумевает под собой одновременное выполнение ряда комплексных задач, поставленных целевым потребителем, а именно создание условий для максимально эффективной работы участников.

Деловые центры готовы оказать качественные и максимально комфортные услуги по проведению деловых встреч:

- бронирование отелей (удобное размещение участников в непосредственной близости от делового центра с наиболее эффективной транспортной развязкой);

- конференц-пакеты (конференц-залы, конгресс-холы, переговорные комнаты с презентационным оборудованием, отвечающим современным техническим требованиям);

- организация питания, как на объекте размещения, так и в ресторанах и барах города Сочи (обширное меню кофе-пауз, банкетов, фуршетов, кейтеригновые услуги);

- транспортные услуги (аренда автобусов, автомобили среднего и представительского класса);

- услуги профессиональных гидов-переводчиков (для сопровождения и обслуживания групп, переводчики-синхронисты);

- экскурсионное обслуживание (в сопровождении опытных и квалифицированных экскурсоводов осуществление посещения и осмотр аттерактивных объектов Большого Сочи, приобретение и доставка билетов на театральные постановки, концертные и развлекательные программы, спортивные мероприятия);

- интенсив-туры (Team Building – объединение сотрудников компании в группы единомышленников, преследующих единые корпоративные цели, установление психологического контакта и взаимопонимания).

 

 

 

6. Управление европейским туризмом. Европейская туристская комиссия

 

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые. Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет. По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 1999 г. составило 656,9 млн. человек, по сравнению с 1950 г. оно возросло более чем в 25 раз. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010 г. достигнет миллиарда туристских прибытий, из которых 525 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Балтии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом. В 1998 г. суммарный доход стран от международного туризма составил более 441 млрд. долл. (более 10% мировой торговли товарами и услугами), что позволило ему занять третье место после экспорта нефти и автомобилей, а к 2005 г. туризм должен выйти на первое место. Туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. По оценкам специалистов, в настоящее время 100 млн. человек работают в индустрии, а к 2005 г. каждый восьмой трудоспособный человек в мире будет занят в этом секторе экономики. Индустрия туризма - трудоемкий процесс, поэтому в нем заняты в основном неквалифицированные работники. Однако это не означает, что в сфере туризма не используется высококвалифицированный труд. В данной сфере новые рабочие места в географическом плане распространяются шире, чем в других развивающихся секторах экономики. На развитие туризма в Европе и во всем мире оказывают влияние научно-технический прогресс, повышение качества жизни населения, увеличение продолжительности свободного времени, отпусков, экономическая и политическая стабильность и ряд других факторов.

Европейская туристская комиссия объединяет 33 европейские национальные туристские организации. Основной целью комиссии является продвижение Европы как единого целого на рынках неевропейских стран, таких как Япония, Китай, Америка, Африка.

Европейская туристская комиссия существует с 1948 года. Это международная некоммерческая организация, которая занимается популяризацией туризма в странах-участницах, а также продвижением Европы как единого целого на мировом туристическом рынке. ЕТК способствует также обмену информацией о туристических маршрутах, развитию законов о туризме и информационных технологий в этой отрасли. В состав комиссии входят страны-члены ЕС и те страны, в которых туризм является приоритетным направлением развития и важной экономической составляющей. Финансируется ЕТК за счет взносов стран-участниц. Для реализации отдельных программ Европейская туристская комиссия получает также финансовую поддержку со стороны Европейского Союза. Так, в 2005 году ЕТК получила инвестиции от Евросоюза в размере 5,5 млн. евро, использованные, в частности, и на создание «Единого европейского туристского портала».

 

 

 

7. Туристские формальности (визовые, паспортные, валютные, таможенные, санитарно-эпидемиологические)

 

На развитие международного туризма значительное влияние оказывают таможенные системы различных государств. Таможенное законодательство может, как способствовать развитию международной туристской деятельности, так и сдерживать ее путем усложнения различных туристских формальностей.

Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленные государственными органами страны въезда и пребывания.

Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребываний (принцип VI). Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.

Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают:

заграничные паспорта,

визы,

таможенные правила,

валютный контроль и порядок обмена валюты,

санитарные правила,

режим въезда-выезда,

особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране,

иммиграционные правила

некоторые другие процедуры.

Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.

Таможня является государственным органом, осуществляющим в соответствии с национальным законодательством контроль за прохождением через государственную границу грузов, багажа, пассажиров, почтовых отправлений, денежных средств и драгоценностей, взимание установленных пошлин и других сборов, а также задержание грузов, которые не отвечают установленным законодательством условиям.

Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границы на автодорогах).

Таможенные формальности для туристов и путешественников обычно состоят из письменного или устного декларирования перечня и количество перевозимых вещей, товаров и денег (валюты), разрешенных к перевозке. При этом заполняется таможенная декларация по форме Т-6.

Таким образом, таможенные формальности связаны с выполнением установленных государством таможенных правил и уплатой туристом налогов, пошлин, сборов и других начислений. Как представляется, основной проблемой при этом является большой разброс в разрешениях различных стран на беспошлинный ввоз и вывоз вещей и товаров: то, что пропущено на законных основаниях в стране выезда, может быть запрещено таможней в стране пребывания.

Что и как можно ввозить в страну туристам, определено постановлением Правительства РФ от 18 июня 1996 г. №808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности". Таможенная стоимость товара определяется по его цене в розничной торговле и подтверждается чеком.

Наличная валюта и российские рубли также указываются туристом в таможенной декларации. Вывоз иностранной валюты регламентирует Инструкция Центрального банка России №27 от 27 февраля 1995 г., основные положения которой приводятся в инструктивном письме Государственного таможенного комитета РФ от 16 марта 1995 г. №01-13/3677 "О вывозе наличной иностранной валюты физическими лицами". Вывоз и ввоз валюты Российской Федерации установлены ЦБ РФ от 14 августа 1995 г. №01-5/1054, основные положения которого приведены в инструктивном письме Государственного таможенного комитета РФ от 17 августа 1995 г. №01-13/11695. В соответствии с указанными документами вывоз и ввоз в Россию валюты РФ разрешены резидентам и нерезидентам. Сумма валюты на одно физическое лицо установлена в пределах пятисот минимальных окладов в РФ.

Отечественному туристу разрешается вывоз валюты в размере 500 долл., превышение этой суммы должно быть подтверждено именным разрешением уполномоченного на обмен валюты банка или таможенной декларацией предыдущей поездки. Дорожные чеки и кредитные карточки не декларируются. В случае обнаружения у туриста валюты, не записанной в декларации, она изымается. По некоторым данным, в 1995 г. на российской таможне было изъято непродекларированной валюты на сумму 66 млрд. руб. Поскольку валютные формальности меняются достаточно часто, турфирмы обязаны информировать об этом туристов, отправляющихся в зарубежную поездку.

Рекомендации Всемирной туристской организации в области валютных операций сводятся к следующему:

разрешить ввоз валюты при внесении ее суммы в таможенную декларацию;

предоставлять полную информацию потенциальным посетителям и туристам, чтобы свести к минимуму их неудобства и финансовые затруднения при пересечении границы;

предоставлять туристам возможности обратного обмена валюты при выезде;

обмен ввозимой валюты на национальные деньги производится по желанию туриста;

на КПП при въезде должны быть вывешены правила, регулирующие обмен валюты и текущий курс обмена;

при выезде туристов из своей страны разрешить иметь им достаточные суммы денег для обратной поездки по стране.

Паспортные и визовые формальности состоят в следующем:

Паспорт является официальным документом, удостоверяющим личность гражданина. В нем содержатся сведения о поле, возрасте, месте рождения и жительства, гражданстве. Заграничный паспорт выдается в ряде государств, в том числе и в России. Помимо заграничных паспортов в отдельных случаях могут использоваться:

дипломатические, служебные, консульские паспорта;

паспорт (удостоверение личности) иностранца или лица без гражданства, выдаваемый иностранному гражданину, постоянно проживающему в государстве;

семейные паспорта на мужа и жену (с детьми или без детей);

паспорт (удостоверение личности) ребенка, паспорт моряка и ряд других.

По Федеральному закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" при утрате туристом за границей своего загранпаспорта ему выдается временный документ, удостоверяющий личность и дающий право туристу на возвращение на родину. Этот документ выдается российским консульством в стране пребывания.

Как правило, въезд в страну пребывания требует получения визы. Виза (лат. visa, мн.ч. от visum - просмотренное) - это специальное разрешение иностранного правительства на въезд-выезд, проживание или транзитный проезд через его территорию. Разрешение может быть проставлено в паспорте или представлять собой отдельный документ (например, групповая туристская виза). Основанием для выдачи туристской визы является согласие принимающей туристской фирмы предоставить туристу обслуживание по согласованному маршруту и в подтвержденные сроки, а также вызовы-приглашения для посещения родственников и знакомых или поездок с деловыми целями. Визы бывают:

одноразовые и многоразовые, индивидуальные и групповые;

студенческие;

въездные;

транзитные;

выездные, шенгенские и др.

Для получения визы, как правило, заполняются визовые анкеты (с фотографией) и платятся консульские сборы. В некоторых случаях (например, при поездке в Англию, США) заявитель может быть приглашен в консульство на собеседование.

Минимальный срок обращения за визой зависит от межгосударственных соглашений, сложившейся практики, вида паспорта, целей поездки и ее продолжительности. Ряд туристских фирм имеет разрешение (референс) на консульское обслуживание туристов. Однако наличие визы не дает гарантии совершения поездки. Ряд государств (США, Швеция и др.) требует от иностранных туристов иметь при себе обратный билет и финансовые средства, достаточные для пребывания в стране в течение указанного срока. В соответствии с российским законодательством контроль за наличием виз на въезд в иностранное государство возлагается на транспортные компании (компании-перевозчики).

В семи Европейских странах с 26 марта 1995 г. вступило в действие Шенгенское соглашение, упраздняющее пограничный контроль на внутренних границах Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Германии, Франции, Испании и Португалии. Впоследствии к Шенгенскому соглашению присоединилась Греция. Введены два типа виз:

единая шенгенская виза, выдается на срок до трех месяцев и дает право беспрепятственно передвигаться по территории стран, заключивших Шенгенское соглашение;

национальная въездная виза на срок выше трех месяцев, выдача которой остается прерогативой государства, входящего в Шенгенское соглашение. Групповых шенгенских виз нет. Для туристов из стран, не входящих в Европейский союз, в том числе и России, сохранен визовой порядок въезда. Льготный порядок въезда распространен на граждан Венгрии, Польши, Чехии, Словакии, Латвии, Литвы и Эстонии.

Турфирмы при оформлении виз для своих клиентов сталкиваются с широким кругом проблем, которые условно можно разделить на три группы.

Первая связана с организацией работы зарубежных консульств и их сотрудников.

Вторая - с требованиями к процедуре оформления виз, устанавливаемыми министерствами иностранных и внутренних дел соответствующих стран и являющимися нормативными для консульств.

список необходимых документов,

порядок их приема и рассмотрения,

сроки оформления виз,

порядок аккредитации тур-фирм,

виды выдаваемых виз и т.д.

Третья группа проблем - государственное регулирование вопросов, связанных с получением выездных виз с российской стороны.

Ввоз и вывоз из России культурных ценностей определены Законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" от 15 апреля 1993 г. №4806-1. К категории предметов, подпадающих под его действие, отнесены исторические и художественные ценности, старинные книги, редкие рукописи, уникальные и редкие музыкальные инструменты, старинные монеты, ордена и медали, редкие коллекции и др. Культурные ценности, заявленные к вывозу из России, подлежат обязательной экспертизе.

Под действие Федерального закона "О вывозе и ввозе культурных ценностей" подпадают также редкие коллекции и образцы флоры и фауны. Многие из них защищены Конвенцией по международной торговле видами флоры и фауны, которым грозит исчезновение, подписанной практически всеми странами мира.

Ограничения, как правило, связаны с редкими растениями, например, орхидеями, кактусами; животными - обезьянами, попугаями, тиграми, леопардами, бегемотами, крокодилами и т.п., а также изделиями из этих животных. Образцы флоры и фауны, запрещенные к вывозу, могут быть конфискованы на таможне.

Определенные ограничения существуют для ввоза и вывоза мелких домашних животных, таких как собаки, кошки. Особенно это относится к элитным домашним животным. Как правило, для ввоза-вывоза домашних животных требуется иметь документальное подтверждение о сделанных им прививках в виде ветеринарного сертификата и справок о прививке против бешенства. Следует иметь в виду, что указанные документы имеют установленный срок действия.